Н.К. Рерих Бум Эрдени (Монгольский эпос)

 

 

Протестуем!

Протест против разрушения

Международного Центра Рерихов.

Международному Центру Рерихов - быть!

Созидатели и разрушители в Усадьбе Лопухиных

События, произошедшие в эти весенние дни в  Москве вокруг МЦР и его Музея имени Н.К. Рериха, не поддаются пониманию и объяснению – это невиданный вандализм против Культуры собственной страны, совершаемый Министерством  культуры РФ. 

Всем окончательно стало понятно, что чиновникам от культуры нужна не культура, а её  стоимость, выделяемый на неё бюджет и достижение ещё каких-то скрытых целей.  В руках этих людей оказалось бесценное наследие семьи Рерихов. Его судьба  с каждым днём вызывает у общественности   всё большую тревогу. Завтра  она будет вообще неизвестна. Мы все понимаем, что Наследие в опасности. Под прикрытием якобы следственных действий, связанных с Мастер-Банком, чиновники ограбили и выселили общественный Музей имени Н.К. Рериха. При этом, оклеветав его многолетнюю культурно-просветительскую деятельность и честное имя. На наших глазах, публично совершается преступление. Власть молчит, позволяя творить беззаконие.

Недавнее утверждение заместителя директора  Государственного музея Востока господина  Мкртычева о том, что экспозиция общественного Музея имени Н.К. Рериха, созданная по концепции  Людмилы Васильевны Шапошниковой,  «прошлый век»,  «не современна», «выполнена не профессионально», звучит  грубо и безосновательно.

Мне посчастливилось побывать в Музее в разные годы. И  каждый раз я  отмечала, как он становился  интереснее, уникальнее, богаче.  Этот Музей необычен, как необычен был сам Великий Художник – Мастер кисти, Великий путешественник, Учёный, Общественный деятель, Философ. Под его руководством была осуществлена величайшая в истории XX века  Центрально - Азиатская экспедиция по труднодоступным и неисследованным  районам Срединной Азии и Гималаев, и только небывалые стойкость и мужество  помогли её участникам выдержать  испытания,  встречавшиеся на пути. Во время этой экспедиции они встретились с Махатмами - Величайшими Учителями Востока. В сотрудничестве с ними Рерихи принесли миру  Живую Этику, Учение, в котором  говорится о новом космическом мышлении, о космической эволюции, о Законах Бытия!

Богатая событиями  творческая деятельность Николая Рериха и его семьи четко отражена в  оформлении залов общественного Музея имени Н.К. Рериха. Например, в зале Центрально-Азиатской экспедиции посетитель мог рассмотреть её  маршрут  на  объёмном макете большой географической карты; увидеть работы художника, созданные в это время; созерцать великолепный большой портрет Николая Рериха, выполненный рукою его Великого  сына Святослава Николаевича Рериха. И все это в одном зале.

А ещё есть Зал Живой Этике и Зал Учителей.  Здесь представлены экспонаты, свидетельствующие о сотрудничестве Рерихов с Великими Учителями Востока. На стенах знаменитые серии картин Николая Рериха - "Знамена Востока, "Его страна", "Гималаи" и другие.  И если господин Мкртычев и другие в его команде, проводя незаконную опись всего незаконно захваченного имущества общественного музея,  заявляют,  что «подлинность картин вызывает у них сомнения», что «в залах мало экспонируется произведений Рериха», что «экспозиция устарела и они будут делать другую» - пусть хотя бы развеют сомнения широкой общественности в сохранности коллекции Святослава Николаевича Рериха, которая находится на попечении Государственного музея Востока с 1993 года. 

Общественный Музея имени Н.К. Рериха в высшей степени уникален. Изменить замысел экспонирования и тематического содержания его залов, как мечтает господин Мкртычев, значит уничтожить его смысловую уникальность.  Человеку, который не любит и не понимает творчество Н.К. Рериха, цинично и без тени уважения относится к своим коллегам по музейной деятельности, пусть и общественной, государство доверяет руководство государственным музеем, посвящённого Высочайшим  Деятелям Культуры, каковыми были все члены семьи Рерихов.

Всё это заставляет нас, простых граждан, задуматься -  всё ли благополучно в Министерстве культуры РФ? Насколько чисты помыслы этих людей? И действительно ли они хотят создать музей, который обещают? Нужен ли им вообще Рерих? Может быть, им нужны только ценности, которые они так усердно пакуют и куда-то вывозят, да в прекрасном состоянии усадьба?    

Что мы все, кого волнует судьба Музея, можем сделать? Добиваться справедливости всеми доступными нам законными способами.  И знать – она наступит.

Нурпеисова Б.С.,

художник, член Союза художников РК, педагог,  почётный работник образования Казахстана.

Алматы, 2017 г., июнь