Н.К. Рерих Меч Мира

Н.К. Рерих Меч Мира

 

История американского доллара.

Домыслы и факты.

 

 

 

 

На  телеканале Ель Арна в августе 2010 года в сетке вещания на казахском языке демонстрировался документальный сериал производства ВВС (так нам сообщили на телеканале) о некоторых сюжетах всемирной истории.  Название этого сериала в дословном переводе с казахского языка  звучит как «Расшифровать прошлое». Одна из его серий, а точнее 3-я, называлась «Секрет американского доллара».

В этом фильме речь шла об истории дизайна однодолларовой купюры, имеющем так называемую масонскую символику.  Звучали имена президента Америки Франклина Рузвельта, некоего Уоллеса. Высказывались какие-то почтенные и неизвестные нам господа, убеждая зрителей в том, что автором дизайна американского доллара был известный художник, публицист, исследователь срединной Азии, общественный и культурный деятель Н.К.Рерих.

 Со всей ответственность утверждаем, что авторы фильма использовали заведомо ложную, ничего общего не имеющую с действительностью,  версию. Н.К.Рерих не имел к оформлению доллара никакого отношения. Всё, что изложено в фильме, является абсолютным домыслом. Вот только возникает вопрос – кому и зачем понадобилось использовать имя Н.К.Рериха в столь сомнительном и компрометирующем контексте?

На самом деле история такова. Изменения в дизайн однодолларовой купюры, о которых говорится в фильме, были внесены в 1935 году по указанию президента США  Ф.Рузвельта. Автором этой идеи, согласно опубликованным воспоминаниям, был Генри Уоллес, в то время министр сельского хозяйства. Президенту идея понравилась и он распорядился, чтобы новый дизайн доллара был основан на символике двухсторонней Большой печати Америки, созданной в 1782 году после объединения Штатов в Соединённое государство. До 1935 года символы Большой печати в оформлении американских денежных знаков не использовались.  Печать имела изображения «Ока» и «пирамиды», широко используемых в символике древних мистерий, средневековых философских учений, в том числе и в масонской философии. Распоряжение президента было реализовано. Исполнительным дизайнером был супервизор гравировального отдела Бюро по выпуску денежных знаков  и ценных бумаг при Министерстве финансов США Эдвард М.Уикс.

Подробности этой истории изложены в книге Дэвида Овэсона «Тайные символы долларовой купюры», в материалах Госдепартамента США об истории Большой печати, на официальном сайте Министерства финансов США, в открытом письме Игоря Кокарева в газету «Комсомольская правда» в марте 2009 года с утверждающим заголовком «Н.К.Рерих не был дизайнером однодолларовой купюры». Для выяснения истинных обстоятельств И.Кокарев даже обращался с запросом в Бюро по выпуску денежных знаков и ценных бумаг при Минфине США. И получил ответ: «Мы не смогли найти ничего в наших записях, подтверждающее, что Николай Рерих когда-либо работал у нас или выполнял для нас работу».

Вроде бы – всё ясно, факты помогли восстановить истину. Но по телеканалам нашей Республики и стран СНГ по-прежнему путешествует псевдоисторический и псевдодокументальный фильм, в котором   настоящие исторические факты искажены до неузнаваемости, а имена людей уважаемых и известных используются  для прикрытия домыслов и наведения некоторой тени на их самоотверженную, альтруистическую, культурную  деятельность. Фильмы переводят на казахский язык, на украинский, русский. Ложь тиражируется. Но ведь кому-то это нужно. Кому? И для чего?

 Глущенко Л.И.

 Алматы, 2010 г.