Н.К. Рерих Воин Света

Н.К. Рерих. Воин Света

Тайны века

Георгия Ризена

в журнале «Diskovery» № 12 (24) 2010 г.

 

 

Самое худшее – сказать ложное обвинение, ибо в нем и ложь, и клевета, и предательство, и невежество.

Община, п. 205

Пусть клеветники просмотрят список всего, ими оклеветанного. Не будет ли это список человеческих, эволюционных нахождений? Никакая клевета не повлияет на следствие эволюции. Но клевета есть пожирательница жизненного топлива, и с точки зрения целесообразности должна быть уничтожена. Нелепое, бранное слово часто не сопровождается четкою мыслью, но природа клеветы выношена во тьме, и мысль несет ее неслышно, как полет филина.

Община п. 208

 

Очередная «мутная» статья с использованием имени Н.К.Рериха и псевдособытий вокруг Центрально-Азиатской экспедиции 1924-1928 г.г., им руководимой. На этот раз,  в журнале «Diskovery», имеющем кроме русифицированного электронного варианта и тираж на бумажном носителе в 15000 экземпляров, широко распространяемый на постсоветском пространстве. Тираж немалый, следовательно, есть читатели. Следовательно, несколько десятков тысяч человек «представителей среднего класса, людей с активной жизненной позицией и стабильным финансовым положением», как заявлено на первой странице электронного варианта журнала, прочитают статью с интригующим заголовком - «К источнику энергии и власти». Причём, многие  из них и в слово «энергия» и в слово «власть» будут вкладывать свой собственный, доступный им смысл, уже сформированный многолетним мутным информационным потоком.   

В очередной раз имя Н.К.Рериха вписано в текст, в котором реальные факты умелой рукой перемешаны с домыслами, откровенной ложью и выстроены автором  в строго заданном направлении – исказить облик и дела крупнейшего деятеля культуры, внести сомнение в сознаниях читателей в благородстве его дел и помыслов, трансформировать величественный облик «апостола культуры», как его называли достойнейшие люди века,  в  рядового политического авантюриста.  

И, несмотря на то, что редакция журнала декларирует своё намерение «обсуждать, обмениваться» информацией, опыт подсказывает - наша статья никогда не будет в нём опубликована. Формат истины не вписывается в концепцию этого издания.  

Мы не можем помешать распространению журнала. Но мы также не можем промолчать и не встать на защиту чести и достоинства Н.К.Рериха, дела и идеи которого живут сегодня и будут жить в будущем, несмотря на все попытки их дискредитировать. Законы эволюции, как известно, неумолимы. А идеи Н.К.Рериха о приоритете Культуры уже сегодня понимаются и поддерживаются многими.  

Так о чём же статья Георгия Ризена? О  «легендарной обители Духа» Шамбале, о стремлении «не только идеалистов и мечтателей» «прорваться туда» но и «авантюристов с различной идеологией и  вполне прикладными целями».  Краткий экскурс в первые упоминания Шамбалы в буддийских текстах оставим на совести автора. А вот на следующих двух предложениях стоит остановиться:

«…для внедрения самой идеи Шамбалы в общественное сознание европейцев  и пробуждения интереса к месту маловедомых деяний Великих Учителей человечества активно потрудились такие известные в эзотерических кругах фигуры, как Елена Блаватская, Алиса Бейли и супружеская чета Рерихов. Своими теософскими построениями они подвели базу для политических авантюристов ХХ века, которые бросились к вершинам Тибета, чтобы найти возможные инструменты мирового господства». 

А далее о «коммунистах и нацистах, которым так важно было найти вход в Шамбалу». 

От первого до последнего слова - всё не так. А потому разберём поочерёдно  смыслы, вложенные в выделенный нами фрагмент.  

О внедрении самой идеи Шамбалы в общественное сознание европейцев. Идея существования легендарной страны жила в сознании многих народов, в том числе и европейских задолго до  рождения Е.П.Блаватской и Рерихов. Это и Святой Грааль, и Обитель пресвитера Иоанна, и Община Старейшин на Сионской горе и т.д.  На эту тему существует множество исследований, каждый желающий может с ними ознакомиться. Стройную ретроспективу развития этого сокровенного понятия в своё время выстроил Р.Рудзитис в своей книге «Братство Грааля». А у Н.К.Рериха есть замечательный очерк «Шамбала сияющая» многократно публикуемый разными изданиями. Прочитайте, друзья, не пожалеете. Величественная красота этого понятия постепенно развернётся перед вашим сознанием, если вас действительно интересует эта тема, если вы искренне хотите понять то, что символизирует слово «Шамбала». 

О пробуждении интереса к месту маловедомых Великих Учителей человечества.  Используемое в этой строке слово «интерес» прикрывает контекстное «любопытство», окрашенное иным смысловым оттенком.  И почему «маловедомых»? Идеи, облики и дела Великих Учителей  человечества хорошо известны каждому просвещённому землянину. Великими Учителями человечества были, есть и будут Христос, Будда, Лао-дзе, Конфуций, Платон, Ориген, мудрый Соломон и многие, многие другие деятели и святители всех времён и народов. Но почему о них говорят, как о малоизвестных? Существуют хроники их жизней, некоторые оставили после себя письменное наследие нам в изучение. Что мы усвоили из этого океана  мудрости? 

А потрудились активно в продвижении вышесказанного Елена Блаватская, Алиса Бейли и супружеская чета Рерихов.То есть, во внедрении в сознание европейцев  идеи Шамбалы и пробуждения интереса (любопытства) к месту неизвестных Великих учителей человечества.

Во - первых, Алиса Бейли в одной строке с Е.П. Блаватской и Рерихами оказалась исключительно по воле Георгия Ризена то ли по его незнанию,  то ли по умыслу (сознательному или бессознательному). По роду своей деятельности, по мировоззренческим принципам они были абсолютно полярны. Если Е.П. Блаватская и Рерихи – подвижники, взявшие на себя тяжкий крест продвижения таких необходимых человечеству знаний о нём самом и о природе Космоса (Блаватская – через теософию, Рерихи – через науку и искусство), то А. Бейли – в силу своего личностного несовершенства стала простым орудием в руках сильной и  холодной воли, претендующей на овладение умами легковерных людей. Таких как А. Бейли сейчас называют контактёрами. Вопрос – с кем, с какой целью возникают эти контакты?

Во-вторых. Да, Е.П. Блаватская и Рерихи прямо говорили о существовании Учителей человечества, как об объективной реальности. Говорили уважительно, бережно, понимая как никто из нас ту величайшую миссию, которую  выполняли Они в веках. Рерихами и Е.П. Блаватской, в сотрудничестве с Великими Учителями,  закладывались новые ступени сознания человечества, законов эволюции, понимания подлинного строения Космоса. И потому словосочетание «потрудились активно»,  с вложенным в него ёрническим оттенком, не просто не уместно, но недопустимо. Подвижническая деятельность Блаватской и Рерихов заслуживает уважительного отношения, даже если кто-то и мало о ней знает.  

Разберём последнее предложение из обозначенного выше фрагмента: «Своими теософскими построениями  они подвели теоретическую базу для политических авантюристов ХХ века, которые бросились к вершинам Тибета, чтобы найти возможные инструменты мирового господства». Т.е. Е.П. Блаватская и Рерихи - для коммунистов и нацистов.

Во- первых, желание не только Г. Ризена утвердить знак равенства между идеями коммунизма и идеями фашизма вполне понятно. Битва идеологий продолжается и, похоже, недруги построения нравственного общества социально равных возможностей временно одерживают победы местного значения. Но это временно.

И во-вторых, общеизвестно, что  идеологическим центром нацизма была   оккультная организация, руководимая чёрными магами. Т.е. людьми,  знающими некоторые законы природы, овладевшими некоторыми её силами и направившими своё знание на истребление рода человеческого для получения абсолютной власти над миром. Слуг кого это нам напоминает? А имена некоторых идеологов  этой тайной организации известны. Но при чём здесь Е.П.Блаватская и Рерихи, просветители, раскрывшие новые горизонты науки, расставившие вехи к овладению сужденными человечеству знаниями?   

Всё, что мы рассмотрели выше – вступительная часть статьи Г.Ризена. А далее в отдельную главу выделены домыслы о Центрально-Азиатской экспедиции академика Н.К.Рериха с явным желанием придать ей политические задачи, «поставленные красной Москвой» о «свержении Далай Ламы ХIII» в «ходе спровоцированных беспорядков»,  о вездесущем Якове Блюмкине, без которого не обходится сегодня ни один сюжет «о тайнах века», о параллелях с экспедициями Третьего рейха в Тибет. Разбирать построчно извивы засорённого мышления Г.Ризена не будем.  Он не первый пытается очернить имя и дела достойнейшего деятеля культуры, не приводя при этом ни одного факта или аргументированного довода. Важна цель – позитивное явление в сознаниях читателей  закрепить как сомнительное или вредное. Многотысячный тираж Discovery  представляет для реализации этой цели широкие  возможности. В сумме эти действия называются «технологиями манипуляции общественным сознанием», достаточно хорошо известны, описаны и систематизированы специалистами, их изучающими.

Интересующихся темой можно отослать к книге "Манипуляция сознанием"  Сергея Кара-Мурзы.  

Но как защитить своё сознание от подобных манипуляций? Очень просто. "Знайте, знайте, знайте" - так писал в одном из своих очерков Н.К.Рерих. Не доверяйте легковесным публикациям. Во всём разбирайтесь сами. Читайте первоисточники. Ещё пять тысяч лет тому назад Великий Будда объявил невежество главным врагом человечества. Прошли века, но невежество - незнание  и по сей день цветёт пышным цветом.

О Центрально-Азиатской экспедиции академика Н.К.Рериха известно немало. В первую очередь – это экспедиционные дневники самого Николая Константиновича, которые он называл «мыслями на коне и в шатре». Ими зачитывались не одно поколение читателей. Это любимые нами  «Алтай-Гималаи» и «Сердце Азии», названные в послесловии одного издания «Симфонией Азии». На богатейших материалах экспедиции, после её завершения, Рерихами был основан в северной Индии Институт гималайских исследований «Урусвати», заложивший многие перспективные направления современной науки и науки будущего. Широко отмечалось в мире 80-летие экспедиции в 2008 году. В том числе, в Москве, в Международном Центре-Музее имени Н.К.Рериха, прошла международная научно-общественная конференция, которая отметила её «ни с чем  не сравнимое место среди экспедиций и путешествий ХIХ- ХХ  столетий», её «большое эволюционное значение»,  что «в экспедиции был собран уникальный научный материал, созданы первоклассные художественные полотна» и т.д. Также конференция постановила направить в Минобразование РФ и Российскую академию образования предложения о включении сведений о Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха в вузовские и школьные учебные программы. Материалы экспедиции ещё многие годы будут предметом исследований специалистов разных профилей с позиций её космизма  и  эволюционных целей и задач.  

А потому вброс в информационное постсоветское пространство рассматриваемой нами статьи никому не известного Георгия  Ризена, в которой как в кривом зеркале искажена истина, следует рассматривать как преднамеренную попытку помешать прорастанию позитивных процессов и идей в обществе. Но можно ли задержать наступление неизбежного «завтра»? Конечно, нет. Можно лишь искусственно создать вокруг себя полумрак и думать, что время остановилось. Выбор за вами, господа «потенциальные читатели» журнала Discovery, «ориентированные на приобретение знаний в самых разных областях науки и культуры». Всего вам наилучшего. 

Глущенко Л.И.,

декабрь, 2010 г.