Н. Баженова Триединство Азии 

 

Культурная политика

Казахстана

и концепция Культуры

в наследии Н.К. Рериха

Доклад на Международной конференции
"Культура - путь в будущее:
философия Космической реальности и современность",
 Иркутск (Россия), 23 марта 2019 г.

 

 

Аннотация: В Республике Казахстан проводится самостоятельная культурная политика, сформулированная в указах Президента РК, постановлениях правительства и т.д. В статье  проанализированы некоторые особенности культурной политики Казахстана и особенности её реализации в настоящее время. Также обобщены некоторые аспекты  философского наследия художника, ученого, мыслителя и общественного деятеля Н.К. Рериха (1874-1947). Прослежена роль Пакта Рериха, первого международного договора об охране культуры, и его влияние на  современное положение в области сохранения культурных ценностей.

Ключевые слова: культурная политика Казахстана, культура, культурное наследие, Пакт Рериха, Рерих Николай Константинович. 

Культурная политика государства –  основа формирования патриотизма, любви к Родине, ее истории, уважения к народам, ее населяющим. Формирование культурных приоритетов – важная часть подлинного суверенитета государства. Не случайно в философии  и социологии приобретает все большую популярность термин «культурный суверенитет» как важная составляющая  национального и государственного суверенитета.[7]

Всё больше стран осознают важность культурного суверенитета и собственной независимой культурной политики как основы государственного строительства. Осознается это и руководством нашей республики.

В Послании Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана 17 января 2014 г., в числе необходимых условий для создания новых возможностей и раскрытия творческого потенциала казахстанцев, Н.А. Назарбаев отметил: «…следует дать новые импульсы развитию всеказахстанской культуры». [9]

Работа в области культурной политики ведется в Казахстане системно и последовательно уже более пятнадцати лет.

С 2004 года в несколько этапов осуществлялась Государственная программа «Культурное наследие» [8]. Эта программа вызвала большой интерес, как в странах СНГ, так и в мировом сообществе, в 2006 году ее презентация была проведена в Штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. Это, безусловно, свидетельствует о востребованности таких программ.

Результаты программы «Культурное наследие» впечатляют. В ее рамках были изданы 230 наименований книг, в т.ч. уникальные серии по истории, археологии, этнографии, новые энциклопедические словари. Организованы научно-поисковые экспедиции в Китай, Турцию, Монголию, Россию, Японию, Египет, Узбекистан, Армению, США и страны Западной Европы, где были обнаружены и приобретены около пяти тысяч рукописей и печатных изданий по истории, этнографии, искусству Казахстана, ранее неизвестных в научных кругах республики. В качестве примера таких исследований можно привести статью Каргабековой Р.И. «Частные наблюдения и открытия, сделанные в ходе комплексной экспедиции по Монголии в 2010 – 2011 годах». [14, с. 142-151]

Хотелось бы надеяться, что эта важная работа будет продолжена, и в ней будет уделено достойное место культурам других народов многонационального Казахстана, а так же будут предусмотрены исследования несторианских,  буддийских памятников культуры, многочисленных следов нахождения  на территории Казахстана иных народов Великой Степи.  Все эти памятники  представляют огромный исторический интерес и в то же время подвергаются риску окончательной их утраты.

4 ноября 2014 года  Указом Президента Республики Казахстан от № 939 была принята «Концепция культурной политики Республики Казахстан».

В этом документе

  • проанализирована ситуация в сфере культуры Казахстана;
  • выявлены её ключевые проблемы;
  • сформулированы модели культурной политики ведущих стран Европы, Азии, Америки;
  • обоснована необходимость долгосрочной концепции культурной политики государства, её цели, задачи и подходы к реализации;
  • названы  приоритетные направления развития до 2050 года;
  • обозначены ожидаемые результаты и целевые индикаторы.

Признание особой роли культуры в жизни государства сформулировано в «Концепции…» следующим образом:

«Анализ мирового опыта показал, что заинтересованность государства и грамотно выстроенная политика в сфере культуры способствуют социальной стабильности, формированию системы ценностей и ее преемственности, патриотизма и национальной идентичности, стимулируют инновационное развитие отрасли и устойчивый экономический рост». [5]

Реализацией идей, заложенных в   «Концепции культурной политики Казахстана» явилось важное для республики мероприятие – международная выставка ЭКСПО-2017, в которой была предусмотрена очень обширная и насыщенная культурная составляющая. В рамках культурной программы были показаны не только достижения казахстанского искусства, но и замечательные культурные проекты со всего мира. Среди них особенно важна, по нашему мнению, выставка картин Николая Константиновича Рериха «В поисках Шамбалы: шедевры из Нью-Йоркского Музея Николая Рериха». Это была первая выставка этого музея за пределами не только США, но и вообще за пределами музея. [4].

Осуществляется также и упомянутый в «Концепции…» проект «Сакральная география Казахстана». Этот проект назван стратегическим и призван «увязать воедино культурно-географический пояс святынь Казахстана как важнейшего каркаса национальной идентичности и духовного обновления казахстанцев». 

Таким образом, можно говорить о системной и целенаправленной работе по культурному строительству в республике.

В то же время само понятие «культура» нуждается в осмыслении. Специалисты подсчитали, что существует около 80-ти его  определений. Каждое из них, безусловно, отражает какую-то грань этого понятия, иногда и не очень важную, но близкую тому или иному автору. Тем не менее, сам факт наличия такого количества определений  свидетельствует главным образом о том, что само явление – культура – понято не  в полной мере, хотя и существует общественная потребность в понимании этого явления.

Огромную помощь в этом может оказать нам творческое наследие выдающегося художника, мыслителя, ученого и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха (1874 – 1947 гг.)

Философское наследие Н.К. Рериха состоит из многочисленных очерков, эссе, философских размышлений в письмах к адресатам, разбросанным по всему миру. В этом наследии затронуты важнейшие, не потерявшие с годами своей ценности вопросы, в том числе патриотизма, любви к Родине, своему народу, своей земле, красоте национального духа и всеобъемлемости духовных ценностей человечества

Важнейшей темой философского наследия Н.К. Рериха, ее ядром, безусловно, является Культура. Пониманию глубинного смысла истинной Культуры Николай Константинович придавал особое значение, писал его всегда с большой буквы.  В Культуре  он видел то, что необходимо для  выхода человечества на новый виток эволюционного развития, который предугадывали в своих научных трудах  Циолковский К.Э., Вернадский В.И., П. Тейяр де Шарден  и другие мыслители.

Эссе и очерки Н.К. Рериха содержат множество кратких определений понятия Культуры, которые раскрывают как суть этого понятия, так и его отдельные грани. Такой метод характерен для философской мысли Востока, когда  исследователя только подводят к тем умозаключениям, которые он должен сделать самостоятельно.

Вот некоторые из таких определений:

«Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и Красоты. Культура есть синтез возвышенных и утончённых достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце». [10, с.42]

Культура для Н.К. Рериха – основа расцвета общества, отсутствие ее – причина упадка.

«Каждое отвращение от Прекрасного, от Культуры приносит разрушение и разложение. Наоборот, каждое обращение к Культурному строительству создавало все блестящие эпохи Рернессанса» [10, с.103]

Рерих был убежден в неправильности разделения Культуры на элитарную и массовую, что мы наблюдаем подчас в современной жизни. 

«Культура должна войти в ближайший каждодневный обиход как хижины, так и дворца» [10, с.103] «Культура не есть удел богатых, Культура есть достояние всего народа» [10, с.168]

 

Истинная Культура, по мнению Н.К. Рериха органично включает в себя ценности традиционного общества наряду с достижениями научно-технического прогресса. В очерке «Экспедиция Ситроена» он пишет:

«Не будем жалеть, что  поэтический верблюжий караван уступает свое место мотору, аэроплану, железным путям. Не будем огорчаться, что «длинное ухо» Азии передает свои возможности телеграфу и радио <…> Правильно истолкованные народные предания и тысячелетняя традиция в новом свете исследований дадут лишь новые блестящие возможности» [10, с.126]

Идеи Н.К. Рериха на современном этапе ввела в современный научный оборот выдающийся исследователь творчества Рерихов, мыслитель, ученый и общественный деятель Людмила Васильевна  Шапошникова (1926-2015). В статьях, посвященных проблемам Культуры в современном мире, Л.В. Шапошникова дает много ёмких и точных формул,  которые определяют Культуру как явление не только национальное или планетарное, но Космическое, связанное со сложнейшими энергетическими процессами Мироздания и микрокосмоса человека.

«Культура <…> есть энергетическое явление человеческого духа и носит природный характер. Она возникает вместе с человеком и является самоорганизующейся системой человеческого духа, в пространстве которого Космос реализует свое творчество. Поэтому такая система живет и развивается по Великим законам Космоса. Чем больше пространство духа, тем сильнее и устойчивей Культура». [13, c. 130]

«К области Культуры мы можем отнести те проявления человеческого духа, которые как бы сами изливаются из таинственных глубин человека, носят природный характер и естественны для него».  [12, c.149]

«Такие высокоэнергетические проявления человеческого духа, как сердечность и любовь, есть неотъемлемая часть Культуры как таковой». [12, c.151]

«Раз возникнув или сложившись, Культура не умирает, ибо и в её основе лежит энергетика духа. И даже если исчезают её конкретные носители, её материальные формы, то она остается в своем энергетическом пространстве, которое есть источник для дальнейшего культурного развития. Планета держит на себе невидимые поля Культуры, чтобы потом их проявить в сужденные им сроки. Энергетика таких полей выплескивает в нужное время проявленные формы как бы забытой Культуры. Вступая во взаимодействие с такими полями мы вновь наполняемся энергетикой того прошлого, которое не потеряло своей жизнеспособности и без которого невозможно наше будущее». [13, с.132]

В статье казахстанского исследователя  Л.И. Глущенко «Концепция культуры и феномен культурного единства Евразии в работах Н.К. Рериха и Ю.Н. Рериха»  так обобщены основные идеи рериховской концепции Культуры:

«1. Культура является духовной составляющей общества, имеет энергетическую, и потому неуничтожимую, природу. Содержит в себе высшие идеалы  и направляющий вектор эволюции развития человечества.

 2.   Все исторические и современные материальные объекты и предметы Культуры являются носителями культурных идей, в соприкосновении с которыми обогащались и обогащаются сознания поколений человечества, невидимо происходил и происходит процесс их  воспитания.

3. В связи с этим все материальные объекты и явления Культуры приобретают особо значимый социальный статус, имеют  в основе  своей важнейшее значение для стабильного существования и развития общества.

 4. Культура имеет значение государствообразующее, объединяет собою этносы, национальности, религии в разнообразии проявлений и устремлений к высшим идеалам.

 5. В связи с особой эволюционной ролью Культуры  неизбежен процесс противодействия антиэволюционных сил, выраженный в уничтожении её материальных объектов, в подмене истинной Культуры антикультурой в том числе не только в прошедших веках, но и в   новейшей истории.

6. Поэтому, осознание передовой частью общества роли и стратегического значения Культуры  в организации процесса  стабильного развития  любого  государства имеет решающее значение.

7. Со всей определённостью можно утверждать, что именно Культура является системообразующим началом, формирующим  социально-политические факторы стабильного развития  как Казахстана, так и других государств».   [3, с.68-71]

Идеи особой роли и ценности  Культуры нашли отражение  в художественном творчестве  Н.К. Рериха, а так же в его общественной деятельности, наиболее яркой страницей которой было создание и подписание в 1935 году Пакта Рериха,  международного договора об охране культурных ценностей.

В тексте Пакта Рериха, который состоит всего из 8 статей, нашло отражение рериховское представление о всеобъемлющей роли Культуры. Статья 1 Пакта гласит:

«Исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения считаются нейтральными и как таковые пользуются уважением и покровительством воюющих сторон.

Таким же уважением и покровительством пользуются сотрудники вышеназванных учреждений.

Такое же уважение и покровительство распространяется на исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения как во время войны, так и в мирное время» [1, с.8]

Таким образом, Пакт Рериха расширяет понятие культурных ценностей и  включает в это понятие   образовательные и научные  учреждения,  их персонал. Также действие Пакта Рериха не ограничивается только условиями военных действий, но и распространяется на мирное время.

Принципы Пакта Рериха были использованы  в разработке Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (Гаагская конвенция 1954 г.).

В преамбуле  Конвенции сказано, что она создана «руководствуясь принципами защиты культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, установленными в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 годов и в Вашингтонском пакте от 15 апреля 1935 г.». Также статья 36, п. 2  Гаагской конвенции признает, что Конвенция связана преемственностью  с Пактом Рериха.[1, с.107, с.118]

Но в то же время специалисты отмечают, что эта преемственность была нарушена в очень важных положениях Гаагской конвенции 1954 г. Видный юрист, член Правления Международной ассоциации юристов, вице-президент Союза  адвокатов СНГ  П.Д. Баренбойм  и его соавтор А. Захаров в книге «Пакт Рериха в ХХI веке» пишут: «Конвенция подменила главный доктринальный тезис Пакта Рериха: приоритет защиты культурных ценностей по отношению к военной необходимости. Она установила как раз обратное -  приоритет военной необходимости. <…> Конвенция 1954 года хотя и развила некоторые идеи Пакта, но в целом повернула развитие международно-правовой  защиты культуры от военных  в другом направлении» [1, с.30]  

В свете такой оценки Гаагской конвенции становится понятными те чудовищные преступления против Культуры, свидетелями которых мы являемся в Ираке, Ливии, Сирии и других «горячих точках» планеты. Та возмутительная беспомощность мирового сообщества перед чудовищными зверствами и разрушениями ИГИЛ также стала возможной, в том числе из-за отсутствия  механизмов защиты Культуры и правильных приоритетов законодательства. Человечество слишком дорого платит за несовершенство Гаагской конвенции.

Предчувствуя такое положение,  еще накануне Второй мировой войны, в 1938 г.  Н.К. Рерих писал:

«Истребляют, разбивают и рассеивают памятники Культуры, а человечество не только попустительствует, но оно складывает страницу истории, и какая это будет мрачная страница! <…> Страшные дела творятся в мире. Самые истребительные войны уже не называются войнами; непоправимые разрушения называются «переменой политики», и вандалы спесиво изобретают себе новые мундиры и одеяния, считая себя вершителями судеб. <…> Попустительство есть соучастие в преступлении. Возопить должен человек против вандализма». [1, с.84] 

Культура подвергается опасности не только во время военных конфликтов, но и в мирное время. Известный юрист М.П. Куцарова (Болгария)  в статье «Пакт Рериха – основа международной правовой защиты ценностей культуры и ее будущее» отмечает, что культурным ценностям угрожает и  непродуманная политика государств. В силу разных причин, в том числе и непонимания роли Культуры в жизни общества,  объекты и учреждения Культуры не получают достаточного финансирования, приносятся в жертву ложно понятым соображениям экономии средств. [6, с. 66-77]  Плоды такой экономической политики мы можем наблюдать и на пространстве СНГ.

Обобщая вышеизложенное, можно утверждать, что для формирования полноценной культурной политики государства необходимо:

  • понимание особой ценности Культуры для государства и общества;
  • формирование  государственной политики в области культуры на принципах приоритета культурных ценностей над экономическими;
  • широкое общественное обсуждение концепции государственной политики в области культуры;
  • учет недостатков существующей международной практики в области охраны культурных ценностей.

Сравнивая вышеизложенные принципы и  принципы культурной политики Казахстана, сформулированные  в «Концепции культурной политики Республики Казахстан» можно отметить, что многое из декларированных в ней положений и реализация их в конкретных культурных проектах (например, проект «Сакральная география Казахстана») во многом соотносятся с концепцией Культуры, как её понимал Н.К. Рерих.

И представляется символичным, что еще в 1999 году Президенту РК Назарбаеву было вручено побывавшее в Космосе Знамя Мира, символ Пакта Рериха. [2]

Очень важно, чтобы культурная политика не только Казахстана, но и других стран,   стала основой для подлинного культурного суверенитета и для формирования «истинного патриотизма, который»,  как считал Н.К. Рерих, «является верным залогом преуспеяния». [11, с.106]

Опубликовано:

"Культура - путь в будущее:  философия космической реальности и современность" Материалы Международной научно-общественной конференции 23 марта 2019 г. - Иркутск.

Источники:

1. Баренбойм П., Захаров А.  Пакт Рериха в ХХI веке. - М.: Летний сад, 2010. – 160 с.

2. Вручение Знамени Мира президенту Республики Казахстан Н.А. Назарбаеву (стенограмма) [Электронный ресурс] –URL:  http://www.roerich.kz/publication/zm-nazarbaev.htm  (дата обращения 26.02.2019)

3. Глущенко Л.И. Концепция культуры и феномен культурного единства Евразии в работах Н.К. Рериха и Ю.Н. Рериха / Сборник материалов международной научно-практической конференции «Интеграция культуры Казахстана в мировое культурное пространство: динамика и векторы», Алматы, 2014. Также:  Сайт "Сердце Азии" [Электронный ресурс] - URL: http://roerich.kz/publication/concept-kultura-evrazia.htm (дата обращения 26.02.2019)

4.  "Выставка работ Н.К. Рериха из Нью-Йоркского музея в столице Казахстана". Сайт "Сердце Азии" [Электронный ресурс] - URL:  http://www.roerich.kz/publication-rm/rd-in-kaz/vystavka-reriha-v-astane.htm (дата обращения 26.02.2019)  Также: Комплексная программа культурно-зрелищных и спортивных мероприятий международной специализированной выставки ЭКСПО-2017. [Электронный ресурс] – URL: http://www.expo2017culture.kz (дата обращения 26.02.2019)

5. Концепция культурной политики Республики Казахстан. // Әділет. Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. [Электронный ресурс] – URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1400000939 (дата обращения 26.02.2019)

6. Куцарова М. Пакт Рериха – основа международной правовой системы защиты ценностей культуры и ее будущее. - «Культура и время», журнал, № 4, 2005.

7. Малахов В.С. Национальное государство, национальная культура и культурный суверенитет // Интернет-версия журнала «Вопросы философии» [Электронный ресурс]. – URL: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=388&Itemid=52    (дата обращения 26.02.2019)

8. О Концепции стратегического национального проекта "Культурное наследие" на 2009-2011 годы //  Әділет. Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан [Электронный ресурс].  -  URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P080001016_    (дата обращения 26.02.2019)

9. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 17 января 2014 г. // Официальный сайт министерства образования и науки Республики Казахстан [Электронный ресурс]. - URL: http://www.edu.gov.kz/ru/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-nnazarbaeva-narodu-kazahstana-17-yanvarya-2014-g  (дата обращения 26.02.2019)

10. Рерих Н.К. Культура и цивилизация, серия «Малая Рериховская библиотека». - М.: Международный Центр Рерихов, 1997. – 200 с.

11. Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 1, серия «Большая Рериховская библиотека». - М.: Международный Центр Рерихов, 1995. – 672 с.

12. Шапошникова Л.В. Актуальность Пакта Рериха в современном мире / Шапошникова Л.В. Держава Рерихов. Статьи и выступления 1997-2006. В 2 т. Т. 2. - М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк. 2006. – 592 с., с илл.

13. Шапошникова Л.В. Пакт Рериха и эволюционное значение культуры / Шапошникова Л.В. Держава Рерихов. Статьи и выступления 1997-2006. В 2 т. Т. 2. - М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк. 2006. – 592 с., с илл.

14. Ю.Н.Рерих. 110 лет со дня рождения. Сборник материалов научно-общественных чтений. -  Алматы, 2013. – 204 с., с илл.  Также: Сайт "Сердце Азии" [Электронный ресурс] - URL: https://cloud.mail.ru/public/Fmiv/bJouQKm8L  (дата обращения 26.02.2019)