Исса и голова великанова.

Информация о сюжете


Н.К. Рерих Исса и голова великанова

 Исса и голова великанова

1932 г.
Холст, темпера. 74.1 x 117.8
Музей Николая Рериха. Нью-Йорк, США

Н.К. Рерих Исса и голова великановаН.К. Рерих. Исса и голова великанова. Эскиз

Н.К. Рерих. Исса и голова великанова (эскиз). 1932 г. Холст, темпера. 46 х 79. Принадлежит Международному Центру Рерихов согласно завещанию С.Н Рериха. Незаконно удерживается Государственным Музеем Востока.

Н.К. Рерих. Исса и голова великанова (эскиз). 1932 г.  Бумага, карандаш, акварель. 15 х 28,8.  Государственный музей Востока.  Москва. Россия


Почему трудно соединить наблюдения из разных областей науки? Приходит время, когда потребуется согласие ученых самых различных областей науки. Нужно будет соединить нахождения новых древних Культур с наблюдениями механическими и физическими. Найдутся скелеты великанов с предметами, требующими разнородного наблюдения. Наконец, потребуется древнее знание небосклона в связи со странными переменами явлений нашей планеты. Нужно доброе согласие, чтобы расширить горизонт новых наблюдателей.

                                                      Мир Огненный I. §462

В художественном творчестве Н.К. Рериха существует целый ряд картин, связанных с темой великанов, их следов,  деятельности, легенд о них. Одной из первых картин на эту тему была созданная Рерихом в 1906 году иллюстрация к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».


 Н.К. Рерих Голова ("Руслан и Людмила")

Н.К. Рерих. Голова (иллюстрация к поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила»). 1906 г.
Картон, смешанная техника. 16 х 38. Частная коллекция
В дальнейшем Н.К. Рерих неоднократно возвращался к сказочным и мифологическим образам великанов, например:

«Великанша Кримгельд», автолитография 1915 г. на сюжет из «Старшей Эдды» - памятника древнеисландской эпической поэзии;

«Святогор», 1938 (?) г., образ, созданный по мотивам русских былин;

«Родина великанов», 1918 г.,  эскиз к, вероятно, не осуществлённому замыслу картины;

«Конец великанов» («Спящий великан») из составленной в 1917 г. сюиты (серии) "Heroica"(картина известна нам по черно-белой репродукции из книги А.В. Яременко)  и др.


Н.К. Рерих Великанша Кримгерд Н.К. Рерих Святогор 

Н.К. Рерих. Великанша Кримгерд. 1915 г., цветная автолитография, 28,5×37, 5 Государственный музей искусства Казахстана им. А. Кастеева (Алматы, Казахстан)

Н.К. Рерих. Святогор. 1938 (?) г. Холст, темпера. 122 х 91,5. Принадлежит Международному Центру Рерихов согласно завещанию С.Н Рериха. Незаконно удерживается Государственным Музеем Востока 


Н.К. Рерих Родина великанов (эскиз) Н.К. Рерих Конец великанов

Н.К. Рерих. Эскиз к картине "Родина великанов". 1918 г. Бумага, уголь. 19 х 19. Частная коллекция
Н.К. Рерих. Конец великанов (Спящий великан) 1917 г., сюита "Heroica"

К этой теме близко примыкают  картины "Сон Востока" и "Явление срока" (подробнее в статьях «Явление "Горы Ленина"» и "О Ленине в наследии Н.К. Рериха и Е.И. Рерих").

В основе сюжетов этих картин лежат легенды и мифы многих народов планеты о существовании особой расы людей гигантского роста. Е.П. Блаватская относит эту расу великанов к эпохам, предшествующим появлению современного типа людей, но считает, что последние представители этой расы существовали какое-то время параллельно с современным человечеством.

Н.К. Рерих.  Боги Кулуты 

На границе Лахула, который тоже является древним бывшим тибетским княжеством, на скалах вырезаны изображения мужчины и женщины девяти футов высотой. Говорят, что таким был рост древних жителей. Любопытно, что в Бамиаме, в Афганистане, есть огромные изображения в скалах, которые также связаны с легендой о древних великанах [1. С.169].                                                                

Н.К. Рерих. Алтай – Гималаи 

Гл. VII. Хотан (1925-1926)

(12 января) …Слышали о каких-то гигантских статуях в Центральной Азии. Трудно распознать, может быть, это известные статуи в Бамиане — полуразрушенном городе между Кабулом и Балхом. Высота одной из статуй достигает 170 футов (52 м). Одни считают их всецело буддийского происхождения, другие же видят в них самую глубокую древность. Такая же неясность, как и относительно каменных гигантов на островах Пасхи [2. С. 157].

Гл. VIII. Такла-Макан - Карашар. 18 марта (1926) 

...В крае много сказителей легенд и сказок. Содержание касается вопросов Корана и религии. Часто слушатели вступают в диалог со сказителем. Часто разумные вопросы сбивают рутину суеверия. (…)

Собрания и празднества обычно заканчиваются песней про Иссу (Иисуса):

«Как шёл Исса по странствиям. Увидел Исса голову великую. Лежит у дороги мёртвая голова человеческая. Думает Исса: великая голова принадлежит великому человеку. И решает Исса сделать доброе и воскресить эту голову великую. Вот обрастает голова кожею. И наполнились глаза. Вот растёт тело великое. И потекла кровь. И наполнилось сердце. И встал сильный богатырь. И благодарил Иссу за воскрешение на пользу роду людскому» [2. С. 204].

Гл. XI. Монголия (1926-1927) 

Кончилась Центральная Гоби. Кончилась безводная Внутренняя Монголия с источенными временем золотоносными хребтами; величественное дно ушедших стремнин, где притаились всякие останки древних гигантов [2. С. 297].

Н.К. Рерих. Свет пустыни

Колокола на верблюдах разного размера и звучат, как целая симфония. Это незабываемая мелодия пустыни. [...] Эту глубокую симфонию какая мелодия может сопровождать? Только симфония колоколов, нежная, как древняя бронза, и мерная, как движение кораблей пустыни. Только она может дополнить симфонию безбрежности. И как противоположение этим таинственным манящим звукам вы имеете песню, сопровожденную цитарой в руках неутомимого бакши, странствующего певца.

Вот он поет о Шабистане, о феях, которые спускаются из высоких сфер на землю, чтобы вдохновлять великанов, героев и прекрасных царевичей.

Он поет, как ходил Благословенный Пророк Исса и как он воскресил великана, ставшего затем мудрым царем всей страны. Он поет о священном народе, живущем за ближней горою, и как святой человек слышал их священные напевы, хотя они пелись за шесть месяцев пути от него. В молчании пустыни бакша присоединился к колоколам нашего каравана. Праздник в соседней деревне. Он едет туда подарить свое святое искусство и сказать многое о разных чудесных предметах. Сказать вовсе не сказку, а действительную жизнь Азии [4. С. 153-154].


 Эскиз к картине "Исса и голова великанова"Набросок к картине "Исса и голова великанова"

Н.К. Рерих. Эскиз к картине "Исса и голова великанова". 1932 г. Бумага, карандаш. 15 x 23,9. Музей Н.К. Рериха. Нью-Йорк, США
Н.К. Рерих. Беглый набросок к картине "Исса и голова великанова". 1932 г. Бумага, карандаш. 15 х 24. Музей Н.К. Рериха. Нью-Йорк, США

 Блаватская Е.П. Тайная Доктрина 

(т. 2, ч. III, отдел VI.  Великаны, цивилизации и потопленные материки, следы которых встречаются в истории) 

Всегда останется предметом сожаления, что история, отвергая a priori действительное существование великанов, так мало сохранила нам древних рекордов, касающихся их. Тем не менее, почти в каждой мифологии – которая, прежде всего, есть древняя история – великаны играют выдающуюся роль. В древней скандинавской мифологии великаны Скримир и его братья, против которых сражались сыны Богов, были мощным фактором в истории богов и людей.

...С другой стороны, в Корнваллисе и в древней Бретани предания об этих великанах чрезвычайно обычны; говорят, что они жили даже до самых времен короля Артура. Все это показывает, что великаны среди кельтов жили до более позднего времени, чем среди тевтонцев. Если мы обратимся к Новому Свету, то мы имеем здесь предания о расе великанов из Тариха на восточных склонах Анд и в Эквадоре, сражавшихся с Богами и людьми. Эти древние верования называют некоторые местности – «Los Campos de los Gigantes», «Полями Великанов», и они всегда сосуществуют с млекопитающимися, относящимися к Плиоценскому периоду и ко времени поднятия берегов в Плиоценской эпохе.

 «Не все великаны находятся под Горою Осса» и, действительно, весьма убога была бы антропология, которая ограничила бы предания о великанах лишь греческими и библейскими мифологиями. Славянские страны, особенно Россия, изобилует легендами о Богатырях (мощных великанах) старины; и славянские народные былины, большинство которых послужило основою для национальных рассказов, древнейшие песни и наиболее архаические предания говорят о великанах, живших в старину. Итак, мы можем безопасно отбросить современную теорию, которая хотела бы сделать из Титанов простые символы, изображающие космические силы. Они были настоящими живыми людьми, будь-то двадцати либо только двенадцати футов ростом. Даже герои Гомера, которые принадлежали к гораздо более недавнему периоду в истории рас, по-видимому, употребляли оружие и носили доспех, размерами и весом не под силу самым сильным людям настоящей эпохи.

«Двадцать человек из людей, живущих в дни нашего вырождения, не смогли бы поднять ту мощную глыбу».

Если отпечатки следов ног на окаменелостях в Карсоне, Неваде, в Соединенных Штатах Америки принадлежат человеку, то они указывают на гигантских людей и относительно их достоверности не может быть сомнения. Можно пожалеть, что современные и научные доказательства о существовании великанов должны основываться лишь на отпечатке следа. Много раз скелеты гипотетических великанов были признаны за скелеты слонов и мастодонтов. Но все подобные ошибки, сделанные еще до развития геологии, и даже рассказы путешественника сэра Джона Мандвилля, утверждавшего, что он видел великанов в пятьдесят шесть футов ростом в Индии, только свидетельствуют, что вера в существование великанов никогда, ни в какое время, не покидала мыслей человека [ 3.С. 953-954]. 

3                                              

Современный археолог, хотя он и будет рассуждать ad infinitum по поводу дольменов и их строителей, в действительности, ничего не знает ни о них, ни об их происхождении. Тем не менее, эти странные и часто колоссальные памятники из неотесанных камней – обычно состоящие из четырех или семи гигантских глыб, помещенных рядом – разбросаны группами или рядами по всей Азии, Европе, Америке и Африке. Камни огромных размеров помещены горизонтально и различно на двух, трех или четырех глыбах, а в Пуату на шести или семи. Народ называет их «престолами дьявола», друидическими камнями и могилами великанов. Камни Карнака в Морбигане, Бретании – простирающиеся почти на милю и насчитывающие до 11 000 камней, распределенных рядами, – являются сестрами близнецами камней в Стоунхендже. Конический Менгир в Лох-Мариа-кер в Морбигане измеряется в двадцать ярдов длины и около двух ярдов поперек. Менгир в Champ Dolent (около Сен-Мало) подымается на тридцать футов над землею и уходит на пятнадцать футов под землю. Подобные дольмены и до-исторические памятники встречаются почти на каждой широте. Их находят в Средиземном водоеме; в Дании (среди местных курганов от двадцати до тридцати пяти футов высоты; в Шотландии, в Швеции, где они называются Ганггрифтен (или же могилами с коридорами); в Германии, где они известны, как могилы великанов (Гюненгрэбен); в Испании, где находится дольмен Антигера вблизи Малаги; в Африке; в Палестине и Алжире; в Сардинии вместе с Нураги и Sepolture dei Giganti или могилами гигантов; в Малабаре, в Индии, где они называются могилами Даитьев (Гигантов) и Ракшас'ов, людей-демонов с Ланки; в России и Сибири, где они известны, как курганы; в Перу и Боливии, где их именуют Чульпа или же места погребения, и так далее [ 3. С. 949]. 


Литература:                                        

1.  Рерих Н.К. Боги Кулуты. Цит. по: Н.К. Рерих. Шамбала.  МЦР. БИСАН-ОАЗИС. М. 1994. 

2.   Рерих Н.К. Алтай-Гималаи: Путевой дневник. Рига: Виеда, 1992.  

3.   Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Т. II. Новосибирск. 1991.

4.   Рерих Н.К.  Свет пустыни. Цит. по: Н.К. Рерих. Шамбала.  МЦР. БИСАН-ОАЗИС. М. 1994.

Составитель Садовская И.А., Культурный Центр им. Н.К. Рериха (Алматы, Казахстан).


Также на эту тему 


Главная →  Информация о картинах   Опубликовано 10.04.2018