Н.К. Рерих на фоне картины "Выступление в поход" . Сан-Франциско, США. 1921 г.

  
 
Иванова Т.А.
 
 
 Н.К. Рерих
 
 «Выступление в поход»
 
 
Несостоявшаяся выставка
 
одной картины
 
 
22 марта 2017 г. при поддержке Совета Федераций РФ, Академии художеств и Министерства культуры РФ должно было состояться открытие выставочного про­екта, основой которого являлась картина Н.К. Рериха «Выступление в поход». Однако, 7 марта 2017 г. эта картина в числе других работ была изъята из фондов обще­ственного Музея имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов (МЦР) силовыми структурами при ак­тивном участии Министерства культуры РФ. Данный незаконный акт в МЦР расценили как направленный на разрушение Музея имени Н.К. Рериха и грубое нарушение его прав. Тем не менее, посетители смогли прослушать цикл лекций «Древняя Русь и Скан­динавия» ведущих специалистов Института всеобщей истории РАН, Института славяноведения РАН и Историко-архивного института РГГУ.
 
Вдохнуть жизнь в прошлое дано только истинному мастеру.
Рерих сумел ухватить и передать то, что мы называем духом времени.

Л.В. Шапошникова


 Н.К. Рерих Выступление в поход

 Выступление в поход (Варяжское море). 1910. Холст, масло. 138,0 х 315,0.
Коллекция Музея имени Н.К. Рериха (Москва, Россия). 

Картина раннего периода творчества Николая Рериха «Выступление в поход» (1910) многие годы была известна зрителю как «Варяжское море». Под этим названием картина прожила долгую жизнь, упо­миналась во всех каталогах, экспонировалась на вы­ставках. Впервые она была показана публике на вы­ставке объединения «Мир искусства», прошедшей в декабре 1910 г. - январе 1911 г. в помещении Перво­го кадетского корпуса в Санкт-Петербурге. Затем кар­тина была выставлена в Швеции на Международной Балтийской выставке в Мальме (1914) и Стокгольме (зал Гумельсона, 1918), в Дании (Копенгаген, 1918, 1919), Норвегии (Овенлюссален, 1919), Финляндии (Хельсинки, салон Стриндберга, 1919), Англии (Лон­доне, The Goupil Gallery, 1920). После выставок в горо­дах Швеции Н.К.Рерих был награжден Королевским Шведским орденом Полярной Звезды. 

После 1920 года «Варяжское море» в составе пе­редвижной выставки картин Н.К. Рериха совершило турне по городам США. Множество статей и рецензий, посвященных выставкам художника, было опублико­вано в российских и зарубежных газетах и журналах.

О том, что картина была дорога семье Рерихов, свидетельствует факт ее первоначальной принад­лежности собранию Елены Ивановны Рерих, жены художника. Вместе с Рерихами картина перееха­ла из Европы в США и в 1923-1935 гг. находилась в экспозиции Музея Рериха в Нью-Йорке. Затем она стала собственностью Луиса и Нетти Хорш, которые незаконным путем завладели собранием музея. Многие из картин были распроданы и на долгие годы стали недоступны зрителю, попав в частные коллекции.

Такой же была и судьба полотна «Варяжское море». После того, как в 2005 году картина была подарена част­ным лицом общественному Музею имени Н.К. Рериха (Москва), во время реставрационного осмотра оборота картины на холсте была обнаружена авторская над­пись: «СпБ Мойка, 83 / Н.К. Рерихъ / Выступление в по­ход/ 5000 марок». Теперь картина «Выступление в по­ход (Варяжское море)» обрела в нашем музее свой дом.

Варяжская тема, Варяжское море (так в Древней Руси называли Балтийское море), образы викингов-варягов, их конунгов привлекали совсем еще юного Николая Рериха. Во время учебы в гимназии К.И. Мая он посвятил битве саксонского и норвежского коро­лей стихотворение «Йоркское сражение».

Славянские и древнескандинавские образы эпохи викингов мы находим в русской литературе в твор­честве Г.Р. Державина, К.Н. Батюшкова, К.Ф. Рылеева, А.К. Толстого, Н.А. Львова, Н.М. Карамзина и др. Нет со­мнения, что Николай Константинович, глубоко и науч­но изучавший эту тему, был знаком с произведениями поэтов, писателей и историков, отразивших в своих ра­ботах взаимодействие двух соседних древних культур.


Н.К. Рерих Варяжский путь Н.К. Рерих Заморские гости

Слева: Варяжский путь. 1907. Картон, пастель, темпера. 47 х 47.5. Собрание С.Н. Валка. Россия. Санкт-Петербург.
Справа: Заморские гости. 1901. Холст, масло. 85 х 112.5. Государственная Третьяковская галерея. Россия. Москва.

 В 1896 году Н.К. Рерих проводил археологические раскопки в Новгородской губернии, где через «въезд­ные ворота» в славянские земли - Ладогу, Волхов и озеро Ильмень - когда-то проходил Великий водный путь «из варяг в греки». В1907 году, а затем в 1910-м он посетил Финляндию. Проведение раскопок в 1910 году в Новгородском кремле, где были сделаны уникаль­ные находки скандинавского поселения IX-X веков, знакомство с поэзией скальдов и со средневековыми сагами, сама северная природа вдохновили художника на продолжение разработки варяжской темы. В статье «Древнейшие финские храмы» он писал: «Везде скандинавы оставили после себя одни из лучших и самых здоровых влияний. Драгоценное качество - чувство собственного достоинства проникало в государственность народов вслед за северянами».

В творчестве Н.К. Рериха варяжская тема нашла свое развитие в таких произведениях, как «Замор­ские гости» (1901, 1910), «Иноземные гости» (1900), «Три варяга приближаются» (1906), «Песнь о викин­ге» (1907), «Триумф викинга» (1908), «Варяжский мо­тив» (1909), «Дочь викинга» (1918), «Воин с ножом на фоне желтой скалы» [1917] и др.


Н.К. Рерих Дочь викинга (Ункрада)Н.К. Рерих Иноземные гости 

Слева: Дочь викинга (Ункрада). 1918. Фанера, масло, темпера. 41,5 х 50,8. Государственный музей искусства народов Востока. Россия. Москва.
Справа: Иноземные гости. 1901. Холст, масло. 40.5 x 64. Государственный Русский музей. Россия. Санкт-Петербург.

Н.К. Рерих Три варяга приближаются Н.К. Рерих Набросок сцены из варяжской жизни

Слева: Три варяга приближаются. 1906. Картон, пастель. 42 х 45,5. Частное собрание Джона Стюарта, Великобритания, Лондон. 
Справа: Набросок сцены из варяжской жизни. Около 1890 г. Бумага серая, карандаш, гуашь, мел. 10.4 х 20.1; размер листа: 15 х 25.9. Музей Николая Рериха, США. Нью-Йорк.

На картинах историчны не только люди, но и сам скандинавский пейзаж - прозрачные водные просторы, ажурный рисунок фьордов, могучие скалы, в которые органично встроены мощные стены замков. Отважные воины носят достоверные кольчуги и шлемы, их бое­вое снаряжение также отражает историческую эпоху. «Это взаимодействие Времени и Культуры придавало полотнам Рериха одно уникальное качество, - писа­ла Л.В.Шапошникова в работе «Ученый, мыслитель, художник». - На них знание и искусство сливались так, что граница их была неразличима, и часто одно переходило в другое. С годами это качество будет от­тачиваться и развиваться. И позже возникнет вопрос: что такое творчество Рериха, искусство или наука? И придет один-единственный ответ: наука, ставшая ис­кусством, и искусство, перешедшее в науку».


Н.К. Рерих Триумф викинга  Н.К. Рерих Воин с ножом на фоне желтой скалы

Слева: Триумф викинга. 1908. Бумага, цветная автолитография. 20,0 х 22,5 (по листу), 16,2 х 22,2 (по изображению). Российская национальная библиотека. Санкт-Петербург. Россия. Отдел эстампов.
Справа: Воин с ножом на фоне желтой скалы. 1917. Фанера, масло. 49,2 х 75,5. Международный Центр-Музей им. Н.К. Рериха. Россия. Москвa.

«Выступление в поход» - глубокое историческое, героическое и в то же время лирическое произведе­ние. Оно складывалось постепенно и продумывалось Н.К. Рерихом на протяжении нескольких лет.

В книге исследователя творчества художника А.Ф. Мантеля «Н. Рерих» мы встречаем графический ри­сунок Рериха «Смотрит» (1905), где уже определенно прорисованы ландшафт и крыльцо к будущей картине «Варяжское море», а фигура смотрящего вдаль челове­ка в дальнейшем трансформируется в фигуру епископа.

На рисунке для картины «Варяжское море» [1909-1910] из Горловского художественного музея (Украина) Н.К. Рерих изобразил фигуру воина в пол­ном боевом снаряжении, который станет одним из трех главных персонажей картины.


Н.К. Рерих Смотрит Н.К. Рерих Варяжское море

Слева: Смотрит. 1905. Бумага, тушь. 14 х 24,4. Собрание Г.Б. Смирнова. Москва.
Справа: Варяжское море (рисунок для одноименной картины). 1910 или 1911. Бумага, карандаш, тушь, перо. 14.1 х 8.4. Горловский художественный музей.

В фондах Русского музея в Санкт-Петербурге хра­нятся графические зарисовки, в том числе и «Замок у моря» (1910), пейзаж к картине «Варяжское море», который уже определяется художником в цветовом решении и включает наброски кораблей.

В картине «Песнь о викинге» (1907) художник создал образ северянки, ожидающей на берегу воз­вращения воина из дальнего похода. Образ этой жен­щины как бы предваряет образ такой же печальной героини из «Выступления в поход». 


Н.К. Рерих Замок у моряН.К. Рерих Песнь о викинге

Слева: Замок у моря. 1910. Бумага, гуашь. 21,8 х 26,2. Государственный Русский музей. Россия. Санкт-Петербург.
Справа: Песнь о викинге. 1907. Холст, темпера. 42 x 80. Частная коллекция. США.

 В Государственном музее изобразительных ис­кусств Республики Татарстан хранится картина «Ва­ряжское море» (1909). Сравнение картины «Высту­пление в поход» (1910) с этим ранним вариантом «Варяжского моря» дает представление о том, как, оставаясь верным сюжету и композиции, художник трансформирует колористическое решение, уменьшая присутствие красных тонов. Рерих изменяет некото­рые детали, заменив большой красный парус мень­шим охряным стягом, и придает узорным одеждам королевы мягкие золотисто-коричневые тона. Все это сосредоточивает зрителя, делает сюжет картины более напряженным и трагичным, а увеличение раз­мера полотна придает ему монументальный величе­ственный вид.

Н.К. Рерих Варяжское море

 
Варяжское море. 1909. Холст на дереве, темпера. 30,8 х 78,5.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. Россия. г.Казань.

В Государственном музее изобразительных ис­кусств Республики Татарстан хранится картина «Ва­ряжское море» (1909). Сравнение картины «Высту­пление в поход» (1910) с этим ранним вариантом «Варяжского моря» дает представление о том, как, оставаясь верным сюжету и композиции, художник трансформирует колористическое решение, уменьшая присутствие красных тонов. Рерих изменяет некото­рые детали, заменив большой красный парус мень­шим охряным стягом, и придает узорным одеждам королевы мягкие золотисто-коричневые тона. Все это сосредоточивает зрителя, делает сюжет картины более напряженным и трагичным, а увеличение раз­мера полотна придает ему монументальный величе­ственный вид.

Глубокие знания Н.К. Рериха как историка и архе­олога о взаимопроникновении скандинавской и древ­нерусской культур, о влиянии исторических личностей на государственные связи позволили художнику вы­строить сюжет картины. Основой его, вероятно, по­служила яркая летописная история жизни конунга Норвегии XI века Харальда Сигурдарсона и его су­пруги Эллисив (Елизаветы Ярославны) - дочери мо­гущественного и просвещенного князя Киевской Руси (Гардарики) Ярослава Мудрого.

Скальдическая поэзия и русские летописи пове­ствуют о том, что любовь гордой славянки завоевы­валась Харальдом многие годы в боевых походах на службе у Ярослава Мудрого и у византийского импе­ратора Михаила IV Пафлагонянина. Стяжав богатства и славу выдающегося военачальника и даже сочинив «Висы радости» - стихи, прославляющие подвиги сво­ей дружины и повествующие о нежном чувстве к Яро­славне, Харальд получил ее в жены и увез в Норвегию. Через некоторое время он стал королем, оставаясь в то же время полководцем и участвуя в военных походах, имевших политическое значение для страны. «Висы радости» говорят о том, что Харальд Смелый был не только суровым воином, но и преданно любящим че­ловеком, талантливым и образованным скальдом.

В картине «Выступление в поход» Рерих вы­страивает для сцены прощания викинга сложную композицию в виде витка спирали. Она начинается у мощных каменных стен замка, вырастающего из прибрежных скал, и переходит в пространство за­лива, где широкой дугой стоят двенадцать готовых к отплытию величественных драккаров, придавая композиции силу.

На деревянном крыльце замка, увенчанном рез­ными грифонами, оберегающими постройку от пожа­ра, расположены три основные фигуры - Харальд, Эллисив и Епископ. Треугольное расположение главных героев не случайно, все они связаны друг с другом глубокими внутренними узами. Гордо откинутая го­лова могучего Харальда, прямой взгляд, боевое сна­ряжение говорят об отваге и уверенности в победе. Вид его супруги Эллисив, напротив, излучает печаль. Голова уже немолодой красавицы склонилась не под тяжестью королевской короны, а от тяжелых дум и дурных предчувствий. По сведениям летописей, про­роческие сны, предвещающие несчастье, снились перед этим походом и соратникам конунга, и даже родственникам королевской четы в далеком Киеве. Взгляд коронованной Ярославны прикован к острию копья. Епископ поддерживает королеву, его взор так­же направлен на острие копья. Свободной рукой, об­витой четками, он благословляет Харальда.

 Волны залива прозрачно зелены и холодны в это раннее северное утро. Но время торопит - боевые корабли стоят под раздутыми парусами, реет на вет­ру знамя, викинги трубят в рога. А из глубины кар­тины словно слышатся трагические звуки «Траурного марша на смерть Зигфрида» Рихарда Вагнера, пред­вещающие печальный исход - в битве с саксами под предводительством короля Англии Гаральда войско Харальда было разбито, а сам он погиб.

Николай Константинович всегда считал, что ху­дожник должен совместить и разрешить три задачи - общепсихологическую, специальноисторическую, а также задачу создания художественного эффекта (настроения). Только тогда картина может произвести глубокое впечатление на зрителя. С полной уверенно­стью можно утверждать, что все эти задачи успешно решены в картине «Выступление в поход», и это ста­вит ее в ряд произведений высокого искусства.

Т.А. Иванова,
искусствовед, сотрудник отдела выставок МЦР

Послесловие:

28 апреля 2017 года сотрудниками Государственного музея Востока (ГМВ) под патронажем Министерства культуры РФ при поддержке силовых структур был совершён рейдерский захват Усадьбы Лопухиных, в которой размещался МЦР и его Музей имени Н.К. Рериха. Имущество и фонды известной общественной организации были незаконно присвоены ГМВ.

Сегодня можно со всей уверенностью сказать, что давая своё согласие на поддержку данного выставочного проекта, лицемерно рассуждая о сотрудничестве, в Министерстве культуры РФ уже был заготовлен план уничтожения общественного Музея имени Н.К. Рериха и МЦР. Эти события 2017 года навсегда войдут в историю России как позорное пятно на мундирах тех, кто был поставлен на служение Культуре, но использовал данные возможности на её разрушение.      

Статья  Т.А. Ивановой воспроизведена по буклету «Н.К. Рерих “Выступление в поход”. Выставка одной картины из фондов Музея имени Н.К. Рериха в Москве», изданного МЦР к открытию выставки.