Памятник Сухэ-Батору  

Памятник Сухэ-Батору
 
на центральной площади Улан-Батора

 

Рерихи и Монголия.

 

 Международный

 симпозиум

в Улан-Баторе

Журнал «Культура и время» № 1, 2009

Прошедший 2008 год был годом юбилея Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха, завершившейся 80 лет назад. Один из важных этапов экспедиции - Монголия и ее столица Урга (Улан-Батор), где Рерихи прожили семь месяцев, готовясь к тибетскому маршруту. В Урге была опубликована книга «Община» в ее полном варианте, монгольскому правительству Н.К. Рерих подарил картину «Великий Всадник» (или «Владыка Шамбалы»), которая была написана по сюжету танки, подаренной Рерихам. Первый вариант картины - «Шамбала идет» - был включен в серию «Майтрейя», и местонахождение этого полотна до сих пор неизвестно. Монголы отнеслись с глубоким уважением к дару, как свидетельствуют записи в путевом дневнике Н.К. Рериха: «Приходит уполномоченный от монгольского правительства и просит дать рисунок храма-хранилища, где будет поставлена картина "Владыка Шамбалы" с другими почитаемыми предметами»[1]. К сожалению, идея храма по понятным причинам не была реализована в советской Монголии, но картина до сих пор находится в Музее изобразительных искусств имени Дзанабазара, где хранится собрание работ этого великого монгольского скульптора и духовного учителя.

Николай Константинович говорил о сакральном пространстве Монголии, связанном с ее будущим: «На стоянках среди юрт и стад, по холмам Гоби разносится песнь наших монголов. Поют песнь Шамбалы, недавно сложенную монгольским героем Сухэ-Батором: "Мы идем в священную войну Шамбалы. Пусть мы перевоплотимся в священной стране..." Так бодро и звонко посылают монголы в пространство свои чаяния. Также и в новой Монголии знают действительность Шамбалы. Место для будущего дуканга Шамбалы уже огорожено в Улан-Батор-Хото. Знают монголы о приездах Владыки Шамбалы в Эрдени-Дзо и в Нара-банчи. Знают о Держателях»[2]. И сейчас, спустя восемьдесят лет, чаяния русского мыслителя и художника

оказались важны для новой Монголии, потерявшей старые ориентиры и ищущей духовные опоры в своем прошлом и настоящем.

Юбилей экспедиции отметили в Монголии на высоком научном уровне - в Улан-Баторе состоялся симпозиум «Рерихи и Монголия». Организаторы симпозиума - Международная ассоциация монголоведения, Монгольское общество Рерихов и Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рерихов. 

К симпозиуму издан сборник «Рерихи и Монголия», куда вошли статьи Н.К. и Ю.Н. Рерихов о Монголии и документы из монгольских архивов, а также книга Ю.Н. Рериха «Тибетская живопись», впервые переведенная на монгольский язык. На симпозиуме прочитано более 20 докладов и сообщений учеными и общественными деятелями из России, США, Швейцарии, Монголии. Одна из центральных газет Монголии за день до симпозиума опубликовала интервью академика Ш. Бира, рассказавшего о целях и задачах предстоящего научного форума.

Приветствие участникам симпозиума прислал президент Монголии господин Намбарын Энхбаяр. Он отметил, что Н.К. Рерих был создателем первого международного документа в защиту культурных ценностей, он вовлек многих видных общественных деятелей того времени в движение за сохранение культуры и мира. Центрально-Азиатская экспедиция была героическим явлением XX века, она прошла и по земле Монголии. Многие картины Н.К. Рериха были посвящены создателю монгольской государственности Чингисхану. Президент отметил, что Рериховское движение очень важно для Монголии.

С приветственным словом выступили заместитель министра культуры Монголии С. Тимур-Очир, президент Академии наук Монголии Б. Чадраа. Международный Центр Рерихов наградил президента Монгольского общества Рерихов, генерального секретаря Международной ассоциации монголоведения, академика Монгольской академии наук, профессора Шагдарына Биру, вдохновителя и организатора симпозиума, медалью «80 лет Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха».

Ш. Бира в докладе «Н.К.Рерих как великий монголист» отметил, что русский художник и мыслитель по достоинству оценил монгольскую культуру, ее заслуги перед мировой культурой. Николай Константинович сосредоточил внимание на духовном мире монголов, их самых высоких чаяниях. Он писал о Монголии как о стране огромного жизненного и духовного потенциала. Рериха интересовала древнемонгольская вера в единое синее небо, которая тесно связана с идеологией тенгризма, с желанием Чингисхана объединить весь мир под единым синим небом. В этих идеях мы видим прототип идей космизма. Сейчас нужны действенные меры по защите и сохранению экологии и культуры Монголии, и для этого необходимо то же трепетное отношение к природному и культурному наследию, которое мы видим у Н.К. Рериха. Его методологические подходы могут быть взяты на вооружение современными исследователями, в частности, они уже используются в большом проекте ЮНЕСКО «История Центральной Азии» в шести томах.

А.А. Бондаренко (Санкт-Петербург) рассказал о роли музеев в сохранении мирового культурного наследия, о значении, которое Н.К. Рерих придавал музею как Дому Муз, и о создании Музея-института семьи Рерихов в Северной столице России.

Исполнительный директор Международной ассоциации монголоведения И. Ишдордж говорил о вкладе Ю.Н. Рериха в монголоведение. В книге «По тропам Центральной Азии» содержится множество интересных сведений. Ю.Н. Рерих очень уважительно относился к Монголии и монгольскому народу.

Его интересовали природа и география этой страны. Описывая окрестности Урги, он отмечает, что лес и растения Богдо-ула представляют большую ценность для ботаников. Здесь можно собирать образцы всех растений Монголии, а также увидеть таких зверей, которые почти исчезли в других местах. Законы, запретившие охоту на редкого зверя и вырубку леса, в те годы неукоснительно соблюдались. Невольно приходит мысль, сказал ученый, сравнить описание Юрия Николаевича с нынешним состоянием природоохранного дела в Монголии...

Профессор буддологии Д. Бурнээ, переводчик книги Ю.Н. Рериха «Тибетская живопись» на монгольский язык, познакомила участников симпозиума с основными положениями этого монументального и пионерного для своего времени труда. Юрий Николаевич рассматривает тибетскую живопись в контексте истории искусства Индии и Тибета. Анализ буддийской иконографии он проводит в определенной последовательности, в соответствии с «тремя драгоценностями» буддизма; перечисляет и комментирует основные мудры, используя не только труды по тибетологии, но и собственно тибетские источники.

Директор Института археологии АН Монголии профессор Д.Цэвээндорж в докладе «Происхождение и развитие звериного стиля в Центральной Азии» рассказал об археологических находках 2004-2005 годов. В ходе российско-монгольской экспедиции (при участии академика РАН В.И. Молодина) на территории Монголии были найдены уникальные предметы звериного стиля, которые датируются более ранним временем, чем аналогичные тибетские находки, и свидетельствуют, что звериный стиль пришел в Тибет из Монголии.

Кандидат географических наук О.А. Лавренова (Москва) рассказала о прошедшей в Международном Центре Рерихов конференции, посвященной юбилею Центрально-Азиатской экспедиции[3]. Работа международного форума была чрезвычайно плодотворной и завершилась принятием резолюции, в которой отмечено, что проблематика Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха и сегодня, 80 лет спустя после ее завершения, актуальна в современном мире. Конференция МЦР приняла ряд важных решений для дальнейшего изучения и популяризации Центрально-Азиатской экспедиции.

 О работе общественного Музея Рериха в Новосибирске и его филиалов на Алтае, созданных на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции, рассказала исполнительный директор Сибирского рериховского общества О. А. Ольховая.

 Буддолог Гленн Муллин (Швейцария) в своем кратком сообщении говорил о глубинной связи наследия Рерихов и идей Е.П. Блаватской.

В докладе «Значение Пакта Рериха на примере материально­го и нематериального наследия» сотрудники Института искусствоведения АН Монголии профессора Б.Энхтувшин и Ж.Энэбиш показали, что проблемы сохранения нематериального наследия, не так давно признанные в документах ЮНЕСКО, рассматривались еще в Пакте Рериха. Как примеры нематериального, духовного наследия монгольского народа участникам симпозиума были представлены монгольские протяжные песни и музыка народного смычкового инструмента моорын хуур.

Доклад профессора Г.Ринчэнсамбуу «Эстетический мир Н.К. Рериха» сопровождался слайдами тех полотен русского художника, которые были посвящены Монголии. Эстетика Рериха основана на его духовном мире, в своих картинах он использовал не только цвета монгольского ландшафта, но и символику цвета, например красный цвет в картинах «Поход Чингисхана» и «Великий Всадник» как символ целеустремленности и силы.

Литературовед С. Дулам говорил о знаке Знамени Мира и о монгольской тамге, представляющей собой три круга в окружности. Это один из древнейших символов, который не случайно был взят Н.К. Рерихом в качестве условного знака для его знаменитого Пакта в защиту культурных ценностей. В Монголии этот знак встречается на древних монетах, на оленных камнях, на украшениях и связан с философией древнемонгольского эпоса, объединяющей человека, землю и небо.

Монгольскому обществу Рерихов к юбилею экспедиции был передан дом, где жили Рерихи во время своего пребывания в Урге. Была торжественно открыта памятная доска с надписью: «В этом доме с сентября 1926 г. по апрель 1927 г. находилась штаб-квартира Центрально-Азиатской экспедиции академика Николая Рериха». В этом же доме жили П. Всесвятский, автор первой монгольской конституции, и его жена, Е.П. Горбунова, участница экспедиции П. Козлова. Здесь в будущем предполагается создать музей Рерихов, эта инициатива была поддержана президентом Монголии. Дом сейчас находится в аварийном состоянии и требует серьезной реставрации. Монгольское общество Рерихов обратилось ко всем заинтересованным лицам с просьбой о финансовой помощи[4].

 


[1] Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. Рига, 1992. С. 293

[2] Там же. С. 294

[3] См.: 80 лет Центрально-Азиатской конференции. Обзор международной конференции// Культура и время. № 4, 2008

[4] Подробнее см.: www.youtube.com/watch?v=5-92z4VCVY8

 www.roerichmongolia.org

Фотографии конфернеции можно посмотреть на сайте журнала "Восход"  http://rossasia.sibro.ru/voshod/article/21324