Н.К. Рерих Добрые травы (Василиса Премудрая) 
УДК 113/119 
Богдана Соколова,
кандидат культурологии,
ученый секретарь Междисциплинарного
объединения Российского философского общества
«Научная школа Л.В. Шапошниковой», г. Москва

 

Взаимовлияние природы

и человека в философии

Живой Этики

 

 Аннотация. В статье рассматривается проблема взаимоотношений природы и человека, как она понимается в философской системе Живой Этики; анализируются понятия энергообмена, ритма, красоты, синтеза; понимается вопрос актуальности сотрудничества человека и природы и их взаимопомощи.

Ключевые слова: Живая Этика, природа, красота, энергообмен, ритм, синтез.

Bogdana Sokolova  

The Interaction of Nature and Man in the Philosophy of the Living Ethics

Abstract.The article deals with the problem of interrelation between nature and man, as understood in the philosophical system of the Living Ethics; it analyzes the concepts of energy exchange, rhythm, beauty, synthesis; it raises the actual question of cooperation between man and nature and their mutual assistance.

Key words: Living Ethics, nature, beauty, energy exchange, rhythm, synthesis.

 

Природу воспевали поэты и писатели, композиторы и художники, интуитивно осознавая ее неразрывную связь с человеком, который при общении с ней становится возвышеннее, человечнее и мудрее. Философия Живой Этики, созданная выдающимся русским мыслителем и ученым Еленой Ивановной Рерих в сотрудничестве с Учителями Востока, дает философское объяснение такому влиянию природы на человеческую жизнь.

Живая Этика – уникальная философская система, в которой раскрываются вопросы взаимодействия человека, планеты и космоса, проблемы фундаментального значения культуры, красоты и героизма в эволюционном развитии человечества, а также содержатся методологические основы нового космического мышления, или космизма.  Живая Этика рассматривает Мироздание как грандиозную одухотворенную систему, в которой одно из важнейших мест отводится энергоинформационному обмену между всеми составляющими этой системы. Как отмечает известный ученый и мыслитель-космист, исследователь наследия семьи Рерихов Л.В. Шапошникова, энергообмен лежит в основе космической эволюции и является ее движущей силой [1, с. 10]. Чем выше и утонченнее энергетика, получаемая в энергообмене, тем совершеннее он делает своих участников. Таким образом, повышение энергетического уровня в результате энергообмена означает эволюционное восхождение; случай же понижения можно рассматривать как инволюцию. Эволюционный энергообмен дает возможность получать и накапливать энергетику высоких вибраций, необходимую для восхождения как человека, так и человечества в целом. Такой энегообмен происходит между человеком и природой. Природа является для человека не только источником вдохновения и творчества, но и высоких вибраций, которые утончают его сердце и одухотворяют его внутренний мир. Сознательно впитывая красоту природы, человек повышает вибрации своего микрокосма и совершенствует свой внутренний мир.

Живая Этика содержит знания о многих космических законах, влияние которых на жизнь человека и общества в целом трудно переоценить, осознает ли это человечество или нет. Одним из таких космических законов является закон духовного преображения через красоту. Неся энергетику высоких вибраций, красота является важнейшим фактором эволюционного развития человечества. Красота наполняет мир гармонией и делает дух человека способным творить. Красота, входя в соприкосновение с внутренним миром человека, пробуждает и побуждает развиваться созвучные ей элементы, или, иными словами, лучшие нравственные качества. «Все космические веления соответствуют красоте, все проявленные формы несут в себе ее энергетику, – пишет Л.В. Шапошникова. – Красота, заключая в себе гармонию энергетики, превращает хаос в Космос на всех уровнях, начиная от миров различных состояний материи и кончая духом человека, которого она одаривает способностью создавать самое главное в его жизни – Культуру, существование которой без Красоты невозможно» [2, с. 67]. Высокая энергетика красоты несет человечеству духовное преображение и способствует его эволюционному совершенствованию. «Каждый восторг уже отлагает крупицу сокровища. Каждое восхищение перед прекрасным собирает зерна света. Каждое любование природою создает луч победы. Уже давно Сказал: “Через красоту имеете свет”», – отмечается в Живой Этике [3,  с. 312]. Красота природы – одна из возможностей, подаренных человеку для того, чтобы он развивал и совершенствовал свой духовный мир.

Но и влияние человека на природу огромно. В человеке как микрокосме сокрыты те же стихийные элементы, которые находятся в природе – земля, вода, воздух и огонь. Поэтому нарушения равновесия в обществе – войны, насилие, жестокость – самым пагубным образом сказывается на равновесии природы. Катастрофы природного характера – землетрясения, извержения вулканов, цунами и т.п. – являются следствиями негативных проявлений человеческой природы, ибо хаос социума порождает хаос в природе. В Живой Этике подчеркивается: «Пески, льды, оползни не являют блестящего будущего. Ведь невозможно ускорить излечение природы, даже если бы люди обратились к здоровому мышлению; потребуются десятки лет, чтобы оздоровить разрушение коры планеты. Но для таких особо благих мер необходимо человеческое сотрудничество» [4, с. 164]. Именно сотрудничество между людьми и сотрудничество с природой может привести к оздоровлению планеты. «Новый мир, если он состоится, явит любовь к ценностям природы, и они дадут ему лучшую эмульсию сущности жизни, – отмечается в Живой Этике. – Ведь придется из городов разойтись в природу, но неужели на пески?! В каждой части света образовались песочные океаны. Так же и сознание людей размельчилось крупинками злобы. Каждая из пустынь была некогда цветущим лугом. Не природа, но сами люди истребили цветы» [4, с. 166]. В Живой Этике говорится, что пустыни, эта болезнь Земли, являются результатом невежественной деятельности человека, его хаотичного сознания, проявления его негативных эмоций. И эта болезнь может быть излечена лишь изменением сознания человека, одухотворением всей его деятельности, наполнением ее добром и красотой. Таким образом, только обуздание стихийных элементов микрокосма человека может помочь обуздать природные стихии.

Итак, человек – не царь природы, он ее сотрудник. Как сказано в Живой Этике: «Понятие сотрудничества легко приводит к сотрудничеству с силами природы» [5, с. 198].  Но еще природа – учитель для человека. Одной из основ природы является ритм, огромная важность которого отмечается в Живой Этике неоднократно. Ритм определяется как основа жизни Космоса, и поэтому он должен быть утвержден во всей жизни человека, и особенно в труде, он должен войти в привычку без насилия. «Как просто принимают люди непреложность ритма дня и ночи! Почему в основу нашего человеческого цикла не приложить то же понятие? Макрокосм и микрокосм рефлектируют явление одно и то же» [6, с. 24]. В Живой Этике неоднократно подчеркивается, что в основе совершенствования человека лежит ритм, без которого невозможно достичь успехов в восхождении.

Также природа может помочь развиваться одной из важнейших способностей человека – способности синтеза, которая зависит от умения наблюдать, быть внимательным к явлениям природы. «Приостановка осознания духа объясняется притуплением внимания к явлениям природы. Разучаясь наблюдать, человек теряет способность синтеза», – сказано в Живой Этике [3, с. 23]. Наблюдательность считается в Живой Этике важным качеством, необходимым даже героической личности: «Героям приписывали знание, как трава растет. Разве этим не требовали качества высшей наблюдательности?» [3, с. 321] Синтез является основой творчества. Синтетическое мышление дает возможность создавать обобщенную картину из разрозненных явлений и понимать их как единое целое. Человек, мыслящий синтетически, способен проникать в суть вещей и понимать их глубинный смысл. Это иной, более высокий уровень развития человеческого существа, и этому может научить природа.

Таким образом, чтобы достичь гармонии с природой, человеку необходимо изменить свое отношение к себе и окружающему миру, начать расширять свое сознание. Расширение сознания или сдвиг сознания – важнейший эволюционный процесс, с которого начинается дальнейшее продвижение человека по лестнице эволюции. И на этом пути его неизменным спутником и помощником должна стать природа.

Опубликовано в:

– Культура и экология – основы устойчивого развития России. Зеленый мост через поколения. Ч. 1: материалы международного форума, Екатеринбург, 12–15 апреля 
2019 г. – Екатеринбург: ФГАОУ ВПО УрФУ, 2019. – С. 105–109.

 – Осознание Культуры – залог обновления общества. Перспективы развития современного общества: материалы XX всеросс. науч.-практич. конф., Севастополь, 
12–13 апреля 2019 г. / Севастоп. гос. ун-т; сост. В.В. Головин. – Севастополь: РИБЕСТ, 2019. – С. 62–65.
 


Список использованных источников 

1. Шапошникова Л.В. Огненное творчество Космической эволюции [предисл.] // Рерих Е.И. У порога Нового Мира. М.: МЦР, 2000. С. 5–40. 

2. Шапошникова Л.В. Философия космической реальности [вступ. ст.] // Листы Сада Мории. Кн. 1. Зов. Учение Живой Этики. М.: МЦР, 2003. С. 5–165. 

3. Агни Йога (Знаки Агни Йоги). М.: Международный Центр Рерихов, 2008. 600 с. (Учение Живой Этики). 

4. Учение Живой Этики. Мир Огненный. Ч. I. М.: Международный Центр Рерихов,1995. 366 с.

5. Сердце. М.: Международный Центр Рерихов, 2012. 464 с. (Учение Живой Этики). 

6. Беспредельность. Часть первая. М.: Международный Центр Рерихов, 2009. 472 с. (Учение Живой Этики).