Мир Айтматова   1998, бумага, смешаная техника 

Выставка работ

заслуженного деятеля культуры

Кыргызской Республики, художника

 Сабиджана Бабаджанова

 посвященная творчеству

Чингиза Айтматова

 «Он был и небом, и землей, 

и горами…» 

 

Казахстанский зритель познакомился с многогранным творчеством Сабиджана Камаловича Бабаджанова в 2012 году, когда ГМИ им. А. Кастеева представлял персональную выставку художника «По следам уходящего каравана»

Народный писатель Кыргызской Республики Чингиз Торекулович Айтматов, был и остается для художника-графика Сабиджана Бабаджанова не только небом, землей и горами. Его литературное творчество навсегда стало для художника путеводной звездой,  вдохновляет  его на протяжении всей жизни.

Вернисажей, посвященных творчеству Айтматова, у С.К. Бабаджанова более двух десятков. На одном из них сестра Айтматова, Роза Торекуловна призналась, что как-то, разглядывая картины Сабиджана, Чингиз Айтматов воскликнул: «И почему я не стал художником? Одной своей работой Бабаджанов выразил все, что я хотел сказать в своих произведениях!»

Волею судьбы сложилось так, что в 1955 г. семья Бабаджановых переезжает в Киргизию и поселяется неподалеку от села Шекер –  родины Чингиза Айтматова.  «Мне не нужно было включать воображение, чтобы увидеть описанную Айтматовым в повести красоту таласской земли – говорит художник, – я четко и ясно ее себе представлял. Именно с «Джамили» начался мой интерес к творчеству Чингиза Айтматова, да и не интерес это вовсе, а любовь. До сих пор читаю и перечитываю его повести, романы, рассказы, в которых каждое слово меня вдохновляет, дает повод к размышлениям, вызывает желание вновь взять в руки кисть».

 «В слове Айтматова художники черпают вдохновение, всякий раз открывая новые пространства писательской мысли. Среди них – Сабиджан Бабаджанов, с особым пристрастием всматривающийся в пространство айтматовской прозы», – отмечает искусствовед Гульчехра Токтосунова. В живописных холстах и в графических листах автор сопереживает судьбам близких ему героев, находит для них характерные черты, достигая глубокой простоты и  содержательности образов.

Тема Вечности красной линией проходит в творчестве художника. Его картины пронизаны величественным духом Космоса. Они указывают нам путь, подымая через заснеженные вершины к бесконечному синему небу. Внимательный зритель откроет для себя целый мир образов, живущих в плавных изгибах рек, в плывущих розовых облаках или в  замысловатых рисунках скалистых гор. Время растворяется, теряя свою власть, и из материального мира мы переносимся в сказочный мир грез, легенд и мифов, а перед нашим взором во всей своей красоте предстает Великое Ныне.

В 1988 году общественность отмечала 60-летие народного писателя. К этому юбилею правительством было принято решение открыть в родном ауле Айтматова музей. Разрабатывать проект и делать экспозицию посчастливилось Сабиджану Камаловичу, который с большой ответственностью подошел к исполнению этой задачи и в  кратчайшие сроки блестяще с ней справился. Проект музея был одобрен самим Чингизом Торекуловичем.

А в 2013 году мировая общественность отмечала уже 85-летний юбилей писателя. К этому событию была приурочена персональная выставка С. Бабаджанова, которая открылась в Национальном музее искусств имени Гапара Айтиева (Бишкек). А теперь и мы имеем возможность прикоснуться к неисчерпаемой сокровищнице человеческого дарования, щедро делящейся своим светом.  

Творчество Сабиджана Бабаджанова нашло в Казахстане множество поклонников и ценителей, сердечный отклик которых вдохновил мастера на написание новых и новых полотен, основной темой которых по-прежнему является Вечность. При этом не важно, в чем она проявляется – в природе, времени, глазах людей, в духе Айтматова…

Н. Баженова,
 искусствовед, старший научный сотрудника ГМИК им. А. Кастеева

 К вершинам. 1998, бумага, см. техника

К вершинам. 1998, бумага, см. техника


Сеятель. 2010, бумага, см. техника    Над миром. 2002, оргалит, масло

Сеятель. 2010, бумага, см. техника
Над миром. 2002, оргалит, масло

Материнское поле. 1995, бумага, см. техника Толгонай. 2003, бумага, тушь

 Материнское поле. 1995, бумага, см. техника 
Толгонай. 2003, бумага, тушь

Тыл. 1975, бумага, тушь  Фронт. 1975, бумага, тушь

Тыл. 1975, бумага, тушь 
Фронт. 1975, бумага, тушь

 И дольше века длится день. 1994, бумага, смешанная техника

 И дольше века длится день. 1994, бумага, смешанная техника


Станция Тюратам. 1999, бумага, см. техника Ана-Бейит. 1994, бумага, акварель

 Станция Тюратам. 1999, бумага, см. техника
 Ана-Бейит. 1994, бумага, акварель

 Манкурт. 1996, бумага, см. техника  Птица Доненбай. 1999, бумага, см.техника

 Манкурт. 1996, бумага, см. техника
Птица Доненбай. 1999, бумага, см.техника

Проклятие манкурта. 1999, бумага, см. техника Смерть матери. 1999, бумага, см. техника

 Проклятие манкурта. 1999, бумага, см. техника 
 Смерть матери. 1999, бумага, см. техника 

 Плаха. 1995, бумага, см. техника

 Плаха. 1995, бумага, см. техника


 Пик Хан-Тенгри. 1999, бумага, акварель  Тот самый крест. 2004, бумага, см. техника

Пик Хан-Тенгри. 1999, бумага, акварель
Тот самый крест. 2004, бумага, см. техника

 Иссык-Кульский форум. 1994, бумага, см. техника

 Иссык-Кульский форум. 1994, бумага, см. техника


    Наша справка: 

Бабаджанов Сабиджан Камалович.

График. Дизайнер. Заслуженный деятель культуры Кыргызстана. Родился в 1941 г. в Кульже, КНР. В 1955 г. семья переезжает в Киргизию и поселяется неподалеку от села Шекер, родины Чингиза Айтматова. В 1963 году оканчивает  Фрунзенское художественное училище. С 1970 года в течение пяти лет учится на дизайнера в Москве. Сабиджан Камалович участник многих республиканских, всесоюзных и международных выставок. В 1986 году его принимают в Союз художников СССР, а в 1993 году ему присваивают звание заслуженного деятеля культуры Кыргызской Республики. С 1998 года - почетный член международной Калифорнийской академии наук, индустрии, образования и искусства (США). Произведения художника хранятся в Государственном музее искусств народов Востока (г. Москва); дирекции художественных выставок СССР; Кыргызском государственном музее изобразительных искусств имени Г. Айтиева; Государственном историческом музее Кыргызской Республики; Мемориальном доме-музее им. М.В. Фрунзе; Государственном музее РК искусств им. А. Кастеева, областных музеях; частных коллекциях Кыргызстана, Казахстана, странах СНГ, США, Германии, Канаде, Франции, Италии, Турции, Иране, Японии, Великобритании и ряде других стран.


Репродукции картин взяты из альбома Сабиджана Бабаджанова "Нарисовать Айтматова", Бишкек, 2013