Автопортрет.  1964 г.

Автопортрет.  1964 г.



       

  Бабаджанов 

Сабиджан Камалович 

   

Художник. График. Дизайнер.

 Заслуженный деятель культуры

Кыргызской Республики

 

 

Из статьи искусствоведа Токтосуновой Г.,  которую можно озаглавить фразой из этой же статьи:

"Искусство есть способ познания мира"

 «…Бабаджанов - это особый тип художника, труженика мысли, у которого складывается своя система отношений с миром, основанная на философии и культуре Восточной Азии. Рожденные в его «лаборатории» произведения - это плод искренних чувств и размышлений о судьбах человечества, это попытка осознать себя частью социума и природы, это математически, «по-сабитжановски» выверенные формулы гармонии и поиск истины. 

Его картины словно пропитаны пылью веков, пронизаны солнцем. В знойном мареве или бархате ночи тонут дали, предметы теряют свои очертания. И мир предстает как мираж. На этом «фоне» тонкой зыбкой каллиграфической прописью вдруг возникает, как озарение, мысль, воплощенная в образах Авиценны, Леонардо да Винчи, Пушкина, Юсуфа Баласагуни, Рериха, поразивших художника космичностью своего мировосприятия…».

В его небольшой мастерской «... где он показывает вам свои работы, вы чувствуете, как стены его тесной кельи раздвигаются, впуская бесконечность, в разных точках которой - знаки цивилизаций, памятники ушедшего времени, следы культуры в виде руин от некогда величественных сооружений, древняя земля, хранящая тайны троп и караванных путей, контуры ликов величайших людей прошлого…»  

«…О Времени, о временах года, ритмах и цикличности, мгновениях и вечности, и о человеческой жизни размышляет художник…» 

Трое. 1996 г.

Трое. 1996 г.

Родился Сабитжан Камалович 23 февраля 1941 года в селе Дардамту близ г. Кульжа. Сейчас этот город находится в  Синцзян-Уйгурском  автономном районе Китая.  Его дед,  знаменитый   Салихжанбай, был одним из  лидеров уйгурского национально-освободительного движения в Восточном Туркестане в 1944 – 1949 гг.

Воспитывался в строгих мусульманских традициях. В 1955 году  вместе с семьёй  переехал   в СССР, в Киргизию. Закончил художественное училище в г.Фрунзе (ныне г.Бишкек), отслужил три года в армии в закрытом городе Ленинске на Байконуре, затем многие годы работал в Художественном фонде Республики. Разрабатывал проекты  экспозиций многих музеев. В биографии  художника -  творческие командировки  в культурные центры СССР, персональные выставки.

Добавим, что его прадед, Валиахун Юлдашев, был одним из основателей  города Джаркента (1881 г., ныне - Жаркент, город в Казахстане, административный центр Панфиловского района Алматинской области), автором замысла и руководителем строительства мечети в нём, которая в наши дни включена в историко–архитектурный комплекс этого современного города. 

Произведения художника хранятся в: Государственном музее искусств народов Востока (г. Москва); дирекции художественных выставок СССР; Кыргызском государственном музее изобразительных искусств имени Г. Айтиева; Государственном историческом музее Кыргызской Республики; Мемориальном доме-музее им. М.В. Фрунзе; областных музеях; частных коллекциях в Кыргызстане, странах СНГ, США, Германии, Канаде, Франции, Италии, Турции, Иране, Японии, Великобритании и ряде других стран.

 Знак Тамерлана. 2001 г.

Знак Тамерлана.2001 г.
оргалит, темпера 70×60
 

Знак вечности 2004 г.

             Знак вечности 2004 г.
бумага, смешанная техника. 50×50 

Будда. 2005 г.

Будда. 2005 г.
 
 бумага, смешанная техника, 50×50 

 Весна. 2005 г.               

Весна. 2005 г.
 
бумага, смешанная техника, 50×50

Святослав Рерих. 2004 г.

                 Святослав Рерих. 2004г.

           оргалит, масло, 70×60

 Елена Рерих. 2001 г.  \

             Елена Рерих. 2001 г.
       оргалит, смешанная техника, 70×60

 Захириддин Бабур. 2009 г.

             Захириддин Бабур. 2009 г.
бумага, смешанная техника, 72×52

 Горный дух. 2008  г.

 

 

             Горный дух. 2008  г.
 холст, масло. 40
×50

Турфанский минарет

             Турфанский минарет
холст, масло, 50×60 

 Прорыв. 1975 г.

           

 Прорыв. 1975 г.
картон, масло, 50×80

Руины буддийских храмов. 2005 г.

             Руины буддийских храмов. 2005 г.
 
бумага, смешанная техника, 50×50 

Уйгуры-несториане, 2005 г.

             Уйгуры-несториане, 2005 г.
бумага, смешанная техник, 50×50
 

 Зов предков. 1979 г.

          

Зов предков. 1979 г.

холст, масло, 62×98

 Уйгурский бубен. 2006 г.

             Уйгурский бубен. 2006 г.
холст, масло, 63×53

 Использованы фрагменты статьи искусствоведа Токтосуновой Г.,

 информация сайта http://babadjanov.narod.ru/,

а также материалы альбома репродукций  Сабитжана Бабаджанова «Семь мостов между прошлым и будущим» // Бишкек, 2010 г.