Е.И. Рерих. Индия, Наггар, Кулу. 1930 г.

К 130-летию Елены Ивановны Рерих

(1879 – 2009 г.г.)

 

Философия

Космической Реальности

 

О том, что мир вокруг нас, и мы в нем, подвержены изменениям, сегодня известно каждому школьнику. Этот процесс был назван эволюционным. Считалось, что он носит природный характер и зависит от человека в очень малой степени. И лишь в 20 веке человечество осознало, что наша планета и все живые существа на ней являются частью Великого Беспредельного Космического Пространства, связаны с ним множеством невидимых нитей и взаимовлияний. Мы находимся в Нем, а Он – в нас.                 

Понимание это пришло не само собой, а было подготовлено подвижниками, приложившими свой труд и разумение в разных сферах деятельности – в науках, в искусстве, в философии. Это были люди, предназначенные эволюцией к продвижению сужденных  идей, главной из которых была идея Космической эволюции человечества. 

В конце 19 века начался стремительный процесс развития науки. Менялись мировоззрение, научные подходы и  методологии. Новые открытия расширяли горизонты познания. Все больше ощущалось присутствие иных миров, иных состояний материи. Внутренний мир человека  привлекал внимание художников, мыслителей, философов. 

По-новому зазвучала древняя мысль Востока. Философы и ученые говорили о целостном подходе к изучению явлений природы, исторических процессов.  Концепция человека, как неотъемлемой части Вселенной, все больше находила свое подтверждение в научных, философских и художественных исканиях. Росло предчувствие наступления новой эпохи и возникновения в связи с этим нового человека.                  

Необходима была универсальная философская система, которая бы объединила искания творческой научной мысли, искания духа и определила бы направление их развития на многие годы вперед в соответствии с эволюционными задачами приближающейся Новой Эпохи.  И такая философская система Учителями человечества была дана через земную женщину - Е.И.Рерих, в Учении Живой Этики, в первой половине 20 века. 

Истина, представляющая собой Бесконечный Свет невообразимой Глубины, в каждый век должна быть проявлена особыми путями, соответствующими данному веку. Для 20-го века это были пути синтеза духовности и науки и редчайшие подвижнические, героические и творческие качества духа Елены Ивановны Рерих. С поставленной задачей она справилась блестяще. В переходный период завершения одного исторического периода и в преддверии другого человечество получило новую систему знаний, необходимых для адаптации в новых исторических и космопространственных  условиях. 

Создатели Живой Этики обозначили главную эволюционной цель земного человечества – приближение к Миру Духотворчества или, как его назвали, к Миру Огненному, Миру Высших Космических Энергий. А само Мироздание рассматривали как грандиозную одухотворенную энергетическую систему, в которой взаимодействуют миры различных состояний материи, человеческие существа различных состояний сознания, в том числе  и Высшего, Богоподобного. 

Продвижение идей Живой Этики происходило постепенно.  

Сегодня мы уже привыкли к тому, что физики и биологи называют человека биоэнергетической системой. Никого не удивляют фотографии аур биологических организмов. Мы пользуемся  диагностикой по акупунктурным точкам и лечимся воздействием на них. Астрофизиками зафиксированы кардинальные изменения в электромагнитном поле нашей планеты, в Солнечной системе, неожиданные и необъяснимые процессы в материи Солнца. Обсуждается новая теория вещества во Вселенной. Расширяется круг людей, ясно осознавших – то, что когда-то люди считали законами нравственности и морали, которые, как они полагали, можно исполнять, а можно и нет, ныне становится непременным условием их дальнейшей жизни на нашей планете. 

Новые космопространственные условия, их влияние на человека,  совершенствование его физического и духовного аппарата как фактор выживания, пути  развития науки, ее ближайших достижений были изложены  в Живой Этике. 

Все больший круг ученых использует в своих исследованиях методологию Живой этики. Но новая ступень осознания и практического применения этой системы началась с наступлением 3-го тысячелетия. 

В 2003 году по инициативе Международного Центра Рерихов, Российской Академии Естественных Наук, Российской Академии Космонавтики имени Циолковского, Российской Академии Образования состоялась научно-общественная конференция «Космическое мировоззрение – новое мышление 21 века», которая приняла решение о необходимости введения в научный оборот философии Живой Этики. 

В 2004 году на базе Международного Центра Рерихов (Москва) был создан Объединенный Научный Центр проблем космического мышления (ОНЦ КМ), в сферу исследования которого с полным основанием вошла Живая Этика. 

При ОНЦ КМ начал действовать ученый совет под руководством академика РАН В.Н.Большакова.

Был подготовлен первый сборник научных трудов ОНЦ КМ и развернута работа его секций. 

Огромный вклад в исследование философии Живой Этики как Философии Космической Реальности, введение ее в современное научное пространство, внесла  Л.В.Шапошникова, Генеральный директор Центра – Музея имени Н.К.Рериха, академик РАЕН и РАКЦ, известный исследователь и хранитель наследия семьи Рерихов.  Приведем несколько тезисов из ее доклада «Основные особенности философии Живой Этики» на международной общественно-научной конференции в 2007  году:      

  • Живая Этика является частью мировой культуры и науки, синтезом знаний древности и современности, достижений Востока и Запада.
  • Формирует новый вид мировоззрения – космического мировоззрения.
  • Является новой системой познания на основе объединения   методов экспериментальной науки 20 века и методов, названных «сверхнаучными» или «метанаучными», которые совершенно не рассматривались наукой и считались вненаучными.
  • Живая Этика открыла науке широкий путь к исследованию Космической Беспредельности. Посвящена космической эволюции и энергетическому мировоззрению, как способу ее познания.
  • Мироздание, согласно философии Космической Реальности, является грандиозной энергетической, одушевленной системой, состоящей из различных энергетических структур разнообразной  плотности.
  • Наша планета со всем содержимым, включая и человека, является также частью одухотворенного Космоса, в котором происходят постоянные энергоинформационные обменные процессы.
  • В этом энергообмене участвует и человек, хотя чаще всего не осознает этого.
  • Взаимовлияние Миров с разным состоянием материи, к сожалению, не учитывается в нашей земной жизни, особенно  влияние Миров Духовных, то есть состоящих из материи особого свойства.
  • Живая Этика представляет нам миры трех состояний материи – плотной, тонкой и огненной (духовной).  Последняя является ближайшей целью эволюции земного человечества, но которой не заканчивается Великий Беспредельный Космос, именуемый в Живой Этике  Беспредельностью.
  • Неумолимые законы эволюционного развития ставят перед человеком новые задачи - к интеллекту как средству познания прибавляются иные способы познания, более совершенные, которыми  необходимо овладеть новому виду человечества. Методы познания должны стать духовными, интеллект – нравственным. То есть  интеллектуальность перейдет в более совершенную степень познания – мудрость, имеющую космическую связь с Мирами Высших Измерений.
  • Космос живет и развивается в соответствии с законами Космоса.
  • Эти же законы действуют и на нашей Земле, и эволюция земного человечества продвигается в согласии с ними, осознаем мы это или нет.
  • Среди этих законов есть общие и частные. Но вместе они представляют каркас, на котором держится Космос и его структуры.
  • Законы эти имеют не только практическое значение, но позволяют понять само Мироздание и закономерности его эволюции. 

Л.В.Шапошниковой вводится  термин – метанаучные методы познания.

К ним относятся:

  • метод свидетельства;

  • методы видения, ясновидения, яснослышания;

  • знания, получаемые через сон, через интуицию, через духовное озарение, через вдохновение.

Подчеркивается, что степень глубины и достоверности этих знаний напрямую зависит от нравственной чистоты и духовного развития человека. 

Метанаучные методы познания имеют свои особенности:

  • связаны с внутренним миром человека, с его духовным пространством;

  • полученные знания являются метазнаниями и происходят из миров иного, Высшего состояния материи;

  • эти методы познания связаны с Высшим Началом в Космосе и в силу этого имеют причинный характер, в то время как предмет исследования современной эмпирической науки составляют явления физического мира, имеющие характер следствий;

  • метанаучные методы познания опережают экспериментальные;

  • в пространстве времени они имеют цельный характер, объединяют прошлое, настоящее и будущее, которые в земных условиях отделены друг от друга;

  • в исторической перспективе возникли в единой системе познания, которая в силу определенных исторических условий разделилась на научное и метанаучное направления.

 При этом, эмпирическая наука полностью стала атеистической, ушла от духовных проблем, а метанаука заняла как бы нелегальное положение. Противостояние двух систем познания, выросших из единого пространства, привело к прямому и признанному господству эмпирической науки. Метанаука и ее методы познания преследовались, высмеивались, искажались, не принимались. И сегодня, так называемые комиссии по лженауке ведут борьбу не столько с шарлатанством и научным невежеством, сколько с самой сутью метанауки, тормозя и мешая продвижению новых открытий и идей. 

Но процесс познания остановить невозможно и  ряд серьезных исследователей в разных сферах деятельности используют методологию Живой Этики или Философии Космической Реальности, как ее еще называют, в своих разработках. 

Например, Р.Е.Ровинский, доктор технических наук, профессор (Израиль) в своем докладе «Элементы космического мышления в современной физической науке», прозвучавшего на вышеупомянутой конференции, проанализировал важнейшие  астрономические открытия конца 20 века, которые положили начало кардинальному изменению прежних научных мировоззренческих представлений о Вселенной, об устройстве и функционировании нашего Мира. Породили предреволюционную ситуацию в физической науке и потребовали  не только новых знаний, но и новых методик, нового научного мышления.

  •  Было получено экспериментальное подтверждение существования в Природе сил гравитационного отталкивания. Было обнаружено, что периферийные галактики движутся не с замедлением, как ожидалось, а с ускорением. Это может происходить только при существовании в Природе сил гравитационного отталкивания, которые слабо проявляют себя на меньших расстояниях, но выявляются именно на периферии, на расстояниях порядка миллиардов световых лет.

  • Была обнаружена в Космическом пространстве так называемая «темная энергия», составляющая 95% массы Вселенной. Таким образом, на все формы фиксируемого вещества приходится всего 5%. «Темная энергия» господствует во Вселенной, пока ничем себя не проявляет, только гравитацией. Предполагается, что природа этой субстанции отлична от вещественной, то есть в ней отсутствуют элементарные частицы вещества в явном виде. Наблюдаемые сегодня свойства этой энергии указывают на то, что эта субстанция относится к той же форме материи, что и физический вакуум.

  • В единстве темной энергии с силами гравитационного отталкивания вырисовывается источник мощнейшей энергии, о наличии которого наука подозревала, но ничего конкретного об этом не знала.

  •  Задачей космологической науки в ближайшее время является определение природы темной энергии, характера ее взаимодействия с веществом и других, пока неизвестных  ее свойств.

  • Во Вселенной вырисовывается иерархия уровней материи различной плотности и свойств с неопределенной верхней границей. Особая роль в построении этой иерархии принадлежит таинственной темной энергии, которая выполняет роль «суперсилы», достаточной для создания вещественной Вселенной, наделения ее веществом, светом, энергией и придания ей структуры. 

Таким образом, современная физика вступает в область, в которой невозможно производить экспериментальные исследования. В ход идут умозаключения, теоретические построения, очень сложные и до конца не разработанные математические подходы. Уже сейчас огромную роль играют интуиция и озарения, помогающие продвигать изучение Вселенной и ее основных законов. То есть метанаучные  методы познания научным сообществом осознаются как вполне реальная форма научного мышления, которой  принадлежит  решающая роль в космологических исследованиях. 

Космологические сведения широко представлены в книгах Живой Этики.   Их отдельные положения разъясняются в письмах Елены Ивановны Рерих к многочисленным корреспондентам. Некоторые сведения ею были систематизированы  и подготовлены к публикации. Некоторые ждут своего часа. Но даже доступная нашему изучению их часть перекрывает самые смелые теории и прогнозы. Космическая Реальность предстает перед взглядом непредубежденного исследователя во всем своем Беспредельном Величии, расставлены вехи познания, указаны пути движения научной мысли, даны смелые прогнозы. 

Приведем некоторые тезисы из  «Космологических записей» Е.И.Рерих составленных ею еще в 40-х годах прошлого века и опубликованных только в 2000 году в книге «У порога  Нового Мира». 

  • Непременно произойдет возрождение Астрологии как науки в содружестве с Астрохимией, Астрофизикой, Астрофизиологией на основе изучения воздействий астрохимических лучей на биологические организмы, в том числе на человека.  
  • Неизбежно осознание величия, нескончаемости Космического пространства, осознание реальной  Беспредельности и беспредельного Пространственного Принципа.
  • Предстоит открытие и исследование тончайших энергий, магнитных космических токов, которые являются каналами сообщения между планетами и мирами.
  • Изучение истинной природы нашего Солнца, свойств его материи.
  • Осознание нераздельности  эволюционного пути человечества от космических процессов.
  • Предстоит изучение Космического Магнетизма  - как основного и непреложного Закона проявляющего Высшую Космическую Справедливость.
  • Необходимо осознание Высшего Ведущего Духовного Начала являющегося основанием всего Сущего.
  • Для понимания роли человека в Космосе и его природы необходимо понимание зарождения зерна его духа (монады). Дух является одушевленным атомом неспособным к изменению и взаимодействию, и обладает свойством лишь внутреннего развития. Все монады различны и индивидуальны и представляют возрастающую градацию от низшей до Высшей Божественной.
  • Осознание формулы духа: дух есть энергия сознания, или психическая энергия.
  • Осознание сложной энергетической природы человека, возможностей восприятия им  космических излучений,  космических ритмов, Великого Мирового Дыхания, которое и является основой всех сверхнаучных  постижений и достижений. 
  • Создание новой Астрономии, пересмотр старых понятий, постижение механики Солнечных систем и пространственных тел, внезапно появляющихся на нашем горизонте. Изучение новых видимых и невидимых космических тел, в том числе приближающихся и входящих в нашу Солнечную систему, благодаря новым сужденным  открытиям и техническим изобретениям.
  • Осознание Всеначальной Космической Энергии, называемой также Огненной,  являющейся главным рычагом в процессе Мироздания, единой на всем пространстве Вселенной. Носителем этой энергии является  и человек.
  • Осознание единства духа и материи, являющихся гранями Непознаваемого Единства. Материя, энергия и движение есть троица физических объектов Природы.
  • Изучение синтетической сущности человека, изучение функций его организма, его скрытых свойств на основе психической энергии - даст понимание строения Мира и Вселенной через принцип аналогий. То есть выявит соответствия между Макрокосмосом и Микрокосмосом. 

Вся подвижническая жизнь Елены Ивановны Рерих положила основание  научным исследованиям в  изучении свойств человека и его связи с Космическими Лучами и Токами. 

Она названа Матерью Агни Йоги, так как ее духовный подвиг, совершенный на сломе Эпох, имеет значение Космическое, направляет течение эволюции земного человечества, вводит его в сознательное Общение со Сферами Высших Миров, приобщает к явлениям космопространственной жизни. Результаты Её жизненного подвига сказываются уже сейчас в пробуждении мысли, устремляющейся в глубины Космоса. 

Литература: 

1. Шапошникова Л.В. «Основные особенности философии Живой Этики», Рериховская научно-популярная библиотека «Живая Этика и наука», материалы международной научно-общественной конференции. 2007. МЦР, Мастер-Банк, Москва, 2008, стр.50-64.

 2. Шапошникова Л.В. «Героическое творчество Елены Ивановны Рерих», Рериховская научно-популярная библиотека «Юбилейные Рериховские чтения», материалы международной общественно-научной конференции, 1999. МЦР, Мастер-Банк, Москва, 2000, стр.53-71. 

3. Ровинский Р.В. «Элементы космического мышления в современной физической науке»,  Рериховская научно-популярная библиотека «Живая Этика и наука», материалы международной научно-общественной конференции, 2007. МЦР, Мастер-Банк, Москва, 2008, стр.166-172. 

4. Елена Рерих «У порога Нового Мира» Космологические записи, Большая Рериховская Библиотека. МЦР, Мастер-Банк, Москва, 2000, стр.235-280. 

Глущенко Л.И.,

Культурный Центр им. Н.К.Рериха,

г. Алматы, февраль 2009 г№

О Елене Ивановне Рерих на нашем сайте