Здание Института Гималайских исследований "Урусвати".   1930-е годы

В. А. Иконников

 

«Город Знаний» Рерихов

и широты «Золотого

сечения» 

 

 

 В книге Живой Этики «Братство» можно найти такие строки:

«Город науки всегда будет мечтою просвещенных людей. Никто не дерзнет возразить против обители ученых, где в тишине и    в мудром общении будут познаваться истины. …Если же к   слову "наука" добавить слово "Братство", то непременно  будет сказано, что такое химическое соединение невозможно. Но кто же сказал, что наука и Братство не соединимы?!».1

План воплощения такой мечты был дан Великим Владыкой и проводился в жизнь нашими Великими соотечественниками Е. И. и Н. К. Рерихами. Это была идея не концентрации ученых умов в одном месте, а создание высокодуховной общины, к научной деятельности которой могли бы привлекаться ученые из различных сфер науки.

Главное же в деятельности такого центра должно было стать пространственное взаимодействие его с Иерархией Света, т.е. восприятие эволюционных идей и насыщение ими пространства для восприятия их остальным человечеством. Воистину высокая и светлая мечта для блага всего мира.

Первоначально основание Города Знаний (Звенигорода) предполагалось в одной из горных долин Алтая недалеко от горы Белухи.

Так еще в 1923году ближайшая сотрудница Рерихов З.Г.Фосдик в своих дневниковых записях «Мои Учителя» пишет:

«Вчера приехали Хорши, полные энтузиазма к работе. <...> Они привезли [от Н.К. и Е.И.] следующие тайны о будущем: Е.И. и Н.К. будут жить на Алтайских горах, будет выстроен храм, план которого будет дан [через] Светика, и Сибирь будет центром России».2

А в книге «У порога нового мира» в записях Елены Ивановны мы находим следующие строки:

«Перед вами пример — вы живете приблизительно на высоте 7000 футов — эта высота удобна для Храма. Над ним на высоте 12000 ф. удобное место для Встреч. Итак, вы имеете три ступени жизни. Внизу город Новой эпохи, над ним Храм человеческих достижений и место встреч Земли с Духом».3       

Во время Центрально-Азиатской экспедиции Рерихи посетили район Белухи в августе 1926 года. Николай Константинович в книге «Алтай-Гималаи» пишет:

«Вода в Ак-кеме молочно-белая. Чистое Беловодье. Через Ак-кем проходит пятидесятая широта. …..Приветлива Катунь. Звонки синие горы. Бела Белуха. Ярки цветы и успокоительны зеленые травы и кедры. Кто сказал, что жесток и неприступен Алтай? Чье сердце убоялось суровой мощи и красоты? Семнадцатого августа увидели Белуху. Было так чисто и звонко. Прямо Звенигород".4           

Река Ак-кем

Алтай. Река Ак-кем 

План основания Города Знания в горном Алтае не был осуществлен  из-за непринятия Высшей помощи правительством молодой Советской России. Лучший План мог быть реализован в новой Стране. Но этого не случилось и, более того, Рерихам грозила серьезная опасность репрессии. Поэтому, несколько лет спустя, такой центр был создан в виде Института Гималайских исследований «Урусвати» на севере Индии, в горной долине Кулу.

Чем был обусловлен выбор места для Города Знания  в том и другом случае? В вышеприведенных словах Рериха: «…Через Ак-кем проходит пятидесятая широта» чувствуется намек на какое-то значение этой широты. В Учении очень мало сказано об этом. Из всех книг Живой Этики только в «Общине» упоминается о географической широте предполагаемого строительства будущего города Знаний – духовного и исследовательского центра, а именно:

«Скажем, на таком-то месте должна обосноваться новая община. Место имеет все нужные признаки, но окружающие условия временно могут составить грозную опасность. Тогда берем новое место и переносим на него возможности первого. В сознании мы не оторвались от возможностей первого места, и мы переживаем эффект первого решения, подводя устои будущего строения. Будет ли нечто на пятидесятой параллели или двадцатью параллелями южнее, но существенно сохранить озарение строительства»5.

Примечательно, что географическая широта  того и другого места подразумевается в составе  упомянутых «нужных признаков».

Известно, что место для этой цели, как в том, так и в другом случае тщательно выбиралось. Чем же примечательна в этом отношении, например, 50-я широта, которая походит через район Белухи? Похожим вопросом задаются многие исследователи древних астрономических комплексов. Они отмечают, что расположение таких комплексов как Стоунхендж, Аркаим, Ак-Баур и других тяготеет к 50-й параллели. Не так давно, в 2003 году был обнаружен еще один древний астрономический комплекс в Германии, так называемый Гезекский круг6, который также расположен  на той же широте что и Стоунхендж. Тяготение к 50-й широте по-разному объясняется исследователями с точки зрения астрономических наблюдений. Так английские исследователи Дж. Хокинс и Дж. Уайт в своей книге «Разгадка тайны Стоунхенджа» объясняют это тем что:

«Стоунхендж находится на широте, где Солнце и Луна в своих крайних положениях на горизонте восходят и заходят в направлениях, расположенных под прямым углом друг к другу»7.

По их мнению, это обстоятельство упрощало задачу, стоящую перед  древними астрономами в части выбора типа сооружения, а также давало некоторые преимущества с точки зрения астрономических наблюдений. Но кроме всех прочих можно рассмотреть еще один, возможно, весьма важный мотив выбора места. Некоторые данные представляют этот вопрос совсем в ином аспекте.

Так в Гранях Агни Йоги читаем:

«Сколь же индивидуально воспринимается окружающий мир каждым сознанием и каждым живым существом. Разные условия жизни обуславливают и различие в понимании. Широта и долгота места имеют значение»8.

То есть, географическая широта места играет весьма важную роль при пространственных восприятиях, что должно иметь большое значение при выборе места для Ашрама. 

1

 

Вполне понятно, что под руководством  Великого Владыки Рерихами выбиралось место не для астрономических наблюдений, а для высокодуховной общины, исследовательского центра, Храма знаний, в сферу деятельности которого могла входить и астрономия. Поэтому можно сказать и так, что древние астрономические комплексы, расположенные на этой широте, являлись, в первую очередь, центрами высокой духовности и культуры тех времен, т.е. Ашрамами, а занятие астрономией в них являлось необходимой прикладной наукой.

Но чем 50-я параллель отличается от других, в чем ее особенность? Мы можем получить подсказку к ответу на этот вопрос, если рассмотрим, под каким  углом падают солнечные лучи на земную поверхность в день летнего солнцестояния на широте 500? Этот угол составляет около 630 26'. Тангенс же этого угла равен:              tg 630 26' = 2,0.   То есть,  длина тени в этот день, в полдень в два раза короче высоты колышка, который эту тень отбрасывает (Рис.1). В математике  с помощью такого прямоугольного треугольника делается построение для определения отрезка х, отношение которого к большему катету есть выражение Золотого сечения,9 и составляет он от него 0,618. Итак:  если а – высота колышка, то отрезок длиной хопределяется построением, приведенным на рисунке.

где:           х  =  (√5 - 1) а  = 0,618 а;

                                                                 2 

 Хорошо! Именно это обстоятельство может быть использовано при определении этой широты без каких-либо приборов в дни летнего солнцестояния, когда тень от колышка в два раза короче его высоты. И, возможно, оно использовалось древними при отыскании места для своих Храмов Знания. Но что это дает для Храма Знания? Какое еще условие, кроме необходимых других, обеспечивает место на широте, где поток солнечных лучей в дни летнего солнцестояния таким способом выражает гармонию Божественной пропорции. Да! Конечно же, гармонию! Кроме гармонии окружающей природы в виде альпийских лугов из целебных трав и растений, чистейшей атмосферы, напитанной горной праной, и источников воды, берущих свое начало с горных снегов и ледников, насыщенных метеорной пылью, здесь как нигде должна присутствовать гармония пространственная – гармония Сфер. Здесь наиболее полно должна быть выражена гармония токов Земли с пространственным огнем Космоса. Это очень важно для основания Ашрама. Вот что говорится по этому поводу в Учении:

«Если можно посылать пространственные идеи, то и великая гармония должна быть в месте их отправления»10.

То есть, подразумевается, что должна быть гармония не только между членами общины, но и пространственная гармония места.

 На эту же тему пишет в своем дневнике З.Г.Фосдик:

«…Е.И. нам говорила, что в Городе Знания ее дом будет отдельно и там будет башня. Ей нужно будет оставаться одной в покое и слушать голоса с дальних миров, ибо ей Указано услышать их с Земли и было Сказано, что она услышит. Затем она сказала, что раньше, в Нью-Йорке, Учитель посылал ей видения, теперь же ее дух, благодаря открытым центрам, сам получает видения и слышит. В ее руках не только провод всего Братства, но также и всего пространства. И она первая услышит язык и голоса с других планет».11

2

 Не это ли истинная причина избрания такого места в аспекте географической широты, где наилучшие условия для восприятия пространственных токов и мысленных посылок, а значит и для Космического сотрудничества?

Рассмотрим теперь расположение Института Урусвати в долине Кулу. Он находится на широте около 31044'. Построим треугольник, который образуют падающие лучи солнца и колышек с тенью в день весеннего или осеннего равноденствия на этой широте (Рис.2). Если мы посмотрим на таблицу тригонометрических функций, то обнаружим, что  tg310 44' = 0,618. То есть,длина тени, отбрасываемая колышком в день равноденствия, составляет 0,618 от его высоты (Рис.2), а это и есть выражение Божественной пропорции – Золотого сечения. Потому и было сказано: «Будет ли нечто на пятидесятой параллели или двадцатью параллелями южнее…», т. к. и это место обеспечивает нужную Гармонию.

«Целое всегда состоит из частей, части разной величины находятся в определенном отношении друг к другу и к целому. Принцип золотого сечения - высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе»

- говорится в Учении.12   Хорошо известно, что все творения Природы на Земле отвечают этим пропорциям, следовательно, отвечает им и сама планета. Эти широты действительно можно назвать широтами «Золотого сечения». 

Отметим также, что Пирамиды Древнего Египта расположены рядом с 30-й параллелью. Таким образом, мы видим, что выбор места для строительства духовных центров с древнейших времен производился очень тщательно и тяготел к «широтам Золотого сечения». И можно предположить с большой долей вероятности, что древние астрономические комплексы, расположенные вблизи этих широт, по своей сути были Ашрамами. Создавали их Посвященные тех времен, т.е. люди, обладающие тайными знаниями. Это, в свою очередь, говорит о достаточно высокой культуре народов, представителями которых были эти Посвященные. Астрономия древних культурных народов была составной частью Астрологии – науки наук, и в этом отношении эти комплексы являлись средоточием знаний и высокой культуры тех времен.

Полудикие племена – деградирующие остатки былых рас, во все времена сосуществовали с развитыми народами, точно так же как и в наше время, но не они строили астрономические комплексы, то есть Ашрамы. Их строили развивающиеся народы с высокой цивилизацией для тех времен. Другое дело, что рано или поздно эти духовные центры в силу разных причин были покинуты их создателями. Полудикие племена или же деградирующие невежественные народы впоследствии использовали их по своему разумению и далеко  не в тех целях, для коих они были созданы. Именно они оставили последние следы на территории этих центров и зачастую их принимают за строителей.

Тот факт, что Пирамиды Египта и Стоунхендж расположены не на высотах, говорит о том, что околоземные слои атмосферы были еще чисты в те древнейшие времена. В 20-м веке уже нужно было искать место на высотах, как убежище от пространственного шума долин и яда отравленных нижних слоев атмосферы, но фактор выбора географической широты места остался все так же обязательным.

Мы не можем знать всего эзотерического значения этих широт для таких центров, но внешняя сторона выбора таких мест просматривается достаточно ясно и вполне может быть предметом изучения.

Е.И. и Н.К. Рерихи – нуклеус, а вся семья Рерихов – первичная ячейка грядущей Шестой Расы. Они – Великие духи и способны насыщать пространство идеями будущего Человечества. И место для их пребывания и творчества, место для высокодуховной общины, избиралось особо тщательно. Так выбрано место в долине Кулу, где и был создан институт «Урусвати».

Россия осталась без Храма Знания. Но осталось и место для него выбранное Рерихами. И вот в 1931 году Елена Ивановна в своем письме к американским сотрудникам пишет:

«Вот уже запечатлен в Акаше Звенигород. Это процесс надземного творчества, но не всегда к нему прибегают. Лишь в час усиленных темных сопротивлений дается Щит нестираемый как Знамя Владыки, и Звенигород как земной центр Владыки, ибо эта твердыня может стоять лишь на новом месте и под известным направлением ...».13

Значит, будет построен Город Знания в будущей России и именно там, где Рерихи заложили магнит его основания – в горной долине у горы Белухи. Этот Город не будет только городом России, его мощь, как духовного средоточия, как земного центра Владыки, должна распространиться на всю планету. Грядет Новая эпоха, и канут в прошлое смутные времена конца Кали Юги вместе с ее войнами и разделяющими границами. Так будет и это вселяет надежду за будущее нашей Родины и всего человечества.


1   Братство, 596.

 З.Г. Фосдик Мои Учителя. М. Сфера, 1998. С. 196

3   Е.И. Рерих У порога нового мира. М.: МЦР, 1997. С. 88

4   Н.К. Рерих Алтай-Гималаи. М. РИПОЛ классик, 2004. С. 265

5   Община (Рига), 174.

6   Ulrich Boser: Solar Circle (Archaeology Magazine Vol Number 4 July/August 2006)

7   Дж.  Хокинс,  Дж. Уайт  Разгадка тайны Стоунхенджа. М. Мир,1984, С. 242

8   Б.Н. Абрамов Грани Агни Йоги. т. 11. Новосибирск. ЦЭРИС, 1997. С. 109

9  И.Н. Бронштейн, К.А. Семендяев Справочник по математике, М. Наука, 1964, С. 161

10  Надземное, 016

11  З.Г. Фосдик Мои Учителя. М. Сфера, 1998. С. 308

12  Надземное, 941.

13   Е.И. Рерих Письма. т. 1. М.: МЦР, 1999. С. 206

____________________________________________

 г. Усть-Каменогорск, Казахстан

2009 г.