Листы дневника

Н.К. Рерих 

о Культуре и цивилизации

 

опубликовано в сборнике материалов

международной научной конференции

«Современный человек в поисках души»

Алматы, 2006

 Философское наследие Н.К. Рериха представлено в виде статей, очерков, писем, дневниковых записей - коротких по форме, но чрезвычайно емких и глубоких по содержанию.

Записей подобного рода Н.К. Рерихом оставлено множество. В каждой последующей статье мысль, или идея, излагается в развитии, затрагивая новые грани проблемы и, в то же время, каждая статья может рассматриваться и как самостоятельное, законченное произведение. Это метод Востока, с одной стороны иллюстрирующий беспредельность познания, с другой - позволяющий пытливому читателю провести самостоятельные исследования, а как известно, знание, добытое собственными руками - наиболее ценно.

  Тема Культуры и цивилизации - одна из таких тем, последовательно методологически разработанная в серии очерков Н.К. Рериха, и связанная с темой космической эволюции человечества.

Эта тема в творчестве Н.К. Рериха исследуется многими авторами, в том числе- Л.В. Шапошниковой,  индологом, вице-президентом МЦР, директором музея Н.К. Рериха в Москве.

3

Николай Константинович Рерих был одним из немногих в ХХ веке, кто понимал глубинный, духовный смысл истинной Культуры.

Смешение понятий Культуры и цивилизации - одно из заблуждений, широко распространенное в ученых и общественных кругах самых разных направлений. Часто один термин используется как синоним другого, что вносит в методологию изначально неверные утверждения, углубляемые последующими построениями о видах культуры - буржуазной, пролетарской и т.д.

Проблему, что есть Культура и что есть цивилизация, по мнению Н.К. Рериха, нужно рассматривать с точки зрения взаимодействия духа и материи, ибо Культура есть явление духа. (Следует отметить, что современный синоним понятия «духа» есть понятие «энергия», в ее наиболее утонченном состоянии, изучение проявления которой - задача науки будущего.)

«Многозначительно приходится повторять понятие о Культуре и цивилизации,— писал Н.К. Рерих,— к удивлению, приходится замечать, что и эти понятия, казалось бы, так уточненные корнями своими, уже подвержены перетолковываниям и извращению. Например, до сих пор множество людей полагают вполне возможным замену слова Культура цивилизацией. При этом, совершенно упускается, что сам латинский корень «Культ» имеет очень глубокое духовное значение, тогда как цивилизация в корне своем имеет гражданственное, общественное строение жизни. »[1]

И если Культура есть дух творческой деятельности человека, то цивилизация или, попросту, обустройство жизни человека во всех ее материальных, гражданских аспектах, есть материальная форма этой деятельности.

Оба эти вида деятельности, казалось бы, так тесно связанные между собой, имеют различные источники возникновения и содержат в себе различный смысл своего существа и познания.

Отождествление же цивилизации и Культуры приводит к путанице основных понятий, к недооценке духовного фактора в истории человечества. Подмена одного понятия другим, что случается часто, давала возможность навязывать Культуре несвойственные ей функции, а цивилизации приписывалось то, что совсем не было для нее характерным.

К области Культуры мы можем отнести, прежде всего, те проявления человеческого духа, которые как бы сами собой изливались из таинственных глубин самого человека и были естественны для него. Они носили природный характер, без них человек не мог бы оставаться человеком. Песня и музыка, художество во всех его проявлениях, различные культуры, этические моменты, поэзия и многое другое, появились вместе с человеком, росли и развивались параллельно с его сознанием. В отличии от цивилизации, творимой человеческими руками и рассудком, дух Культуры складывается как бы сам собой, создавая удивительные и прекрасные узоры великого творчества.

В очерках Н.К. Рериха о Культуре четкость научного мышления удивительно сочетается с поэтичной образностью формы, демонстрируя, опять же, метод Востока - с помощью прекрасных символов говорить о понятиях изначальных, духовных и, в большинстве своем, человечеством не понятых.

Вот некоторые определения Культуры, данные Н.К. Рерихом: «Культура - есть почитание света. Культура - есть любовь к человеку. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце»[2].

Научность этих определений уже подтверждается исследованиями последних лет в области физики тонких энергий, в кибернетике.

Так новая наука, называющаяся синэнергетикой и зародившаяся в ХХ веке, дает некоторые подсказки для выяснения закономерностей способности Культуры к самоорганизации. Синэнергетика имеет дело, в основном, с биологической самоорганизацией. Однако, и на этом биологическом уровне ученым удалось нащупать некий универсальный принцип, имеющий отношение к любой энергетической структуре, и к Культуре в том числе.

Культура, в отличие от цивилизации, является самоорганизующейся системой

Как утверждает синэнергетика, самоорганизации поддаются лишь открытые системы. Кроме того, одна из важнейших теорем в кибернетике, теорема Маккалока-Литса гласит: промоделировать некую сложную самоорганизующуюся систему может только система, на порядок более сложная.

В этих положениях заключаются основные и принципиальные закономерности формирования Культуры как самоорганизующейся и открытой системы духа.

Культурные герои первых мифов и легенд, мудрецы, учителя, анонимные и исторические, религиозные наставники и, наконец, создатели духовно-этических учений - вот те, кто сознательно воздействовал на ход эволюции человечества, являя собою высочайшие достижения духа и его возможности.

И еще одно удивительно точное и яркое определение Культуры: «Культура покоится на Красоте и Знании... к познанию механическому нужно добавить огонь сердца. В этом уже будет первое отличие Культуры от цивилизации».[3]

«Осознание Красоты спасет мир»,- повторил Н.К. Рерих с небольшой поправкой слова Достоевского. В этой формуле заключен, практически, весь смысл космической эволюции, которая идет от хаоса к порядку, от простого к сложному, от хаоса к Красоте. А Красота познается человеком лишь через Культуру.

Культура, как таковая, не существует без творчества. Именно творчество и есть та сердцевина, без которой самоорганизующаяся система не может продвигаться от грубого состояния к утонченному.

Язык творчества и есть тот общечеловеческий язык, понимаемый сердцем.

В течение истории человечества возникали и складывались различные типы цивилизаций. Их характер определялся, в первую очередь, уровнем взаимодействия с Культурой. Можно только сказать, что во многих случаях ранние цивилизации, самые древние из них, создавались и развивались вместе с Культурой и активно взаимодействовали с ней.

Каждое отвращение от Прекрасного, от Культуры приносит разрушение и разложение. Наоборот, каждое обращение к культурному строительству создавало все блестящие эпохи Ренессанса.

Где зародилась Культура, там ее уже нельзя умертвить. Можно убить цивилизацию. Но Культура, как истинная духовная ценность, бессмертна.

Цивилизации приходили и уходили, возникали и разрушались, в то время, как вечный дух Культуры, носителем которой являлось человечество в целом, оставался, проходя свои циклы развития через многие поколения.

Иногда цивилизация в большей или меньшей степени отдалялась от Культуры или приближалась к ней, но никогда на протяжении последних двух тысячелетий не существовала отдельно от нее. Полный отход цивилизации от Культуры является особенностью лишь ХХ  и начала ХХI веков, стоящих на пороге новых эволюционных изменений в жизни планеты.

Это явление подмены целей жизни средствами жизни было отмечено большинством современных философов и культурологов, вне зависимости от того, отделяли ли они Культуру от цивилизации или нет. В их числе был Бердяев Н.А., который писал о том, что цели жизни меркнут, закрываются, а соотношение между целями и средствами жизни - перемешиваются и извращаются.

Машинная, техногенная цивилизация перестает нуждаться в философии, истинном искусстве. Она подменяет Культуру развлекательной индустрией, на базе которой и возникает, так называемая, «массовая культура». Она потакает низким чувствам и инстинктам человеческого тела.

И когда мы говорим, что человечество зашло в тупик, наводнив планету машинами, подчинив человека этой машине, нанося непоправимый экологический вред природе Земли, а соответственно, и самому человеку, мы должны понять причину этого. Она, эта причина, состоит в расхождении Культуры и цивилизации, в умалении Культуры и вознесении материальной цивилизации. Рерих все время обращает наше внимание на то, что во взаимодействии Культуры и цивилизации приоритет должен принадлежать Культуре.

Справедливо считая, что оптимальное развитие техники необходимо не только цивилизации, но и Культуре, Н.К. Рерих ставит закономерный вопрос: для чего, для каких целей можно использовать мощные технические средства? В чьих руках они окажутся и как повлияют на духовное развитие человека?

Николай Константинович наблюдал грандиозную экономическую катастрофу в 20-е- 30-е годы нашего века, охватившую капиталистический мир. И, быть может, лучше, чем кто-либо, понимал, что это был не экономический кризис, а духовный кризис буржуазной обескультуренной цивилизации. Состояние экономики было лишь следствием того положения Культуры, в которое ее поставила сама цивилизация. Любое кризисное явление в современном мире связано, прежде всего, с нарушением баланса на уровне явления «Культура- цивилизация». «Кризис мира вовсе не материальный, но именно, духовный. Он может быть исцелен лишь духовным обновлением. »[4]- писал Рерих.

Каждое явление имеет свои циклы развития, свои смены, свои взлеты и падения. В ХХ веке Культура и цивилизация достигли кульминационной точки в своей разъединенности. И только Синтез может привести систему «Культура - цивилизация» в состояние, которое будет соответствовать дальнейшему развитию человеческой эволюции. Этот Синтез изменит смысл цивилизации, одухотворит ее и превратит Культуру и цивилизацию в целостное явление.

Точка Синтеза в пространстве «Культура - цивилизация» в течение истории человечества меняла несколько раз свое местоположение. В эпоху формирования религиозного мышления эта точка была расположена в религии. И, наконец, в нашу эпоху полного разъединения Культуры и цивилизации она переносится в область науки, знаменуя собой начало процесса формирования нового научного сознания и научного мышления, которое должно формировать мышление ХХIвека.

Однако, та наука, которая сформировалась в период материальной цивилизации, оторванная от Культуры, способствовать Синтезу не может. Она должна пройти период серьезной трансформации.

«Каждый отрицатель не может называться ученым,— пишет Рерих. - Наука свободна, честна и бесстрашна. Наука может мгновенно изменить и просветить вопросы мироздания. Наука прекрасна и потому беспредельна. Наука не выносит запретов, предрассудков и суеверий. Наука может найти великое даже в поисках малого».[5]

«Наука обязана быть нравственной… Она должна использовать древние знания и облечь их в современные формулы»[6].

Искусство и наука являются устоями грядущей эволюции. Будущее за синтезом науки, искусства и духовности.

По глубокому убеждению Рериха, ХХI век - век синтеза.

И в завершении, еще одно определение Культуры Н.К. Рерихом. По его мнению, слово «Культура» состоит из двух частей. Первый корень «Культ» латинского происхождения и означает «почитание». Второй корень «Ур» - древнего санскритского происхождения и означает Свет, Огонь, Дух. Таким образом, Культура есть почитание высших духовных понятий, устремление к Красоте и гармонии.

Слово Культура Н.К. Рерих всегда писал с большой буквы, подчеркивая глубинный смысл этого понятия.  

 Глущенко Людмила Ивановна

 опубликовано в сборнике материалов международной научной конференции «Современный человек в поисках души» Алматы, 2006


[1] Н.К. Рерих  «Синтез». «Культура и цивилизация», сборник. М. МЦР, 1994, стр. 108-109

[2] Н.К. Рерих. «Культура – почитание Света». «Культура и цивилизация». М. МЦР, 1997, стр. 42

[3] Н.К. Рерих «Здоровье духа» «Культура и цивилизация», сборник. М. МЦР, 1994, стр. 60-61

[4]там же: «Строение». стр. 62

[5] там же: «Борьба с невежеством» стр. 133

[6] Л.В. Шапошникова «Чаша Грааля космической эволюции» «Культура и цивилизация». М. МЦР, 1997, стр. 18-19 


Также на эту тему:

Садовская И.А Культурная политика Казахстана и концепция Культуры в наследии Н.К. Рериха

Глущенко Л.И. Концепция Культуры и феномен культурного единства Евразии в работах Н.К. Рериха и Ю.Н. Рериха

Н. Баженова Символика Триединства в народном прикладном искусстве казахов и некоторых других народов Азии

Символика Триединства в культуре Казахстана