Н.К Рерих Явление срока

Н.К. Рерих Явление срока. 1927 г.



 

 

ПУТЬ ВОЖДЯ

  1. 

22 апреля – день рождения Владимира Ильича Ленина, одного из самых известных людей уходящего ХХ века. Политик, писатель-публицист, философ, руководитель Революции, изменившей судьбы мира. Нет, наверное, в нашем веке человека, вызывавшего столь противоречивые оценки современников и потомков, хулу и восхищение, любовь и ненависть.

Биография его изучена, огромная литература посвящена всем, казалось бы аспектам его деятельности. В недавнем прошлом почитание его напоминало примитивное идолопоклонство. Научная, философская теория марксизма-ленинизма была превращена в своеобразную форму государственной религии.

Но что известно нам о том кого наши Учителя назвали братом, Махатмой Лениным? «Махатма – великая душа, вместившая явление Нового Мира» - нелегко заслужить такое наименование.

Поверх обычной человеческой истории, переплетаясь и по своим загадочным законам взаимодействуя с ней, существует метаистория, подлинная история мира. И помня о существовании тех законов,  постараемся осознать Завет наших Учителей – «Лучше прочитать жизнь Ленина» (1, ч. 2, гл.4, п.2), принять появление Ленина как знак чуткости Космоса. Эти размышления   хотелось бы начать с небольшой притчи из книги «Напутствие Вождю»: 

«Вождю не нужно завидовать, ибо он несет всю тягость жизни. Можно вспомнить, как, при встрече одного Победителя, старая женщина заплакала горько. Когда же спросили – откуда вы при общей радости? – она сказала: «Уж очень мне жаль Его»(2, п. 3).                                            

2. 

Трудно говорить о биографии Ленина. Десятилетиями она подвергалась всевозможным переделкам, корректировкам. Каждый, кому это было выгодно – а выгодно это было многим – переделывал вождя по своему образу и подобию. Чему можно, чему нельзя доверять, где правда, где искажение, где просто вымысел? Даже такая, казалось бы, мелочь, как музыкальные предпочтения вождя, не избежали пристрастного редактирования. 

«Ничего не знаю лучше Apassionata, готов слушать ее  каждый  день. Удивительная, нечеловеческая музыка»... Ленин действительно любил Бетховена. Но больше всего, по свидетельству Н.К. Крупской он любил Вагнера. В годы эмиграции он никогда не упускал возможности побывать в знаменитом вагнеровском  театре в Байарете. Колоссальная, загадочная мощь музыки Вагнера так действовала на него, что он уходил после спектаклей почти больным. Но Вагнер был не в чести у деятелей Пролеткульта, и воспоминания Крупской были тихо положены в архив. 

Итак, что мы знаем о детстве Володи Ульянова? Вчитываясь в его переписку с матерью, сестрами, братом начинаешь понимать, что все они по-настоящему любили друг друга – а основы такой любви закладываются в детстве. И веришь, что было у него счастливое детство в дружной, интеллигентной и любящей семье. Тем более драматична первая дата его биографии – 1887 год. С марта по декабрь этого года – арест и казнь его старшего брата, окончание гимназии, поступление в университет, исключение из него за участие в студенческих беспорядках, первая ссылка – все это с марта по декабрь. И именно тогда, при известии о неудавшемся покушении и аресте брата произнесены были знаменитые слова: «Мы пойдем другим путем». Даже и в прежние времена многие хихикали над этим, как же мол, подросток и вдруг такие пророчества. Но откроем книгу «Братство Надземное» и вдумаемся в строки: 

«Самые отважные герои могли рассказывать о детских видениях, о снах, о голосах, зовущих и приказывающих. С самого детства слагались мысли, ответ на которые приходил много позднее. Герой мог бы поведать, насколько какая-то сила направляла его поступки. Герой мог произнести нежданные слова, значение которых он понимал лишь со временем...»( 6, п. 98) 

Этим пророчеством закончилось детство, и началась жизнь профессионального революционера.

3. 

И срезу же по возвращении из ссылки в 1888 году – марксистский кружок в Казани. Сразу  марксизм стал мировоззрением Ленина. Что это – ошибка, роковая случайность? Поищем ответ в книге «Община». 

«...Мы знаем книги Маркса и Энгельса, даже наши представители в свое время беседовали с Марксом Все их положения легко вместимы нами...»(1, ч. 2, гл.10, п.19)

«Придется встретиться с людьми, которые будут смеяться при каждом непонятном для них слове. Их воспринимательный аппарат покрыт мозолями невежества. Например, если им сказать  - Шамбала, они примут это реальное понятие за фетиш суеверия. Не так поступили Маркс и Ленин. Уже говорил, что наши представители посетили Маркса в Лондоне и Ленина в Швейцарии. Явно было произнесено слово Шамбала. Разновременно, но одинаково оба вождя спросили: «Какие признаки времени Шамбалы?» Отвечено было: «Век истины и мировой общины». Оба вождя одинаково сказали: «Пусть скорее наступит Шамбала»... Не можем включать в марксизм и ленинизм узость невежества.»(1, ч.3, гл.2,п.26)

«Младенческий материализм явится дурманом для народов, но материализм просвещенного знания будет лестницей победы.»(1,ч.2, гл. 10, п. 7)

«...Мы, материалисты, имеем права требовать уважения и познавания материи.» .»(1,ч.2, гл. 10, п.9)

Теперь слово самому Марксу. Фрагмент письма (8.03.1881 г.)  к известной русской народнице Вере Засулич. В ответ на ее вопрос о приемлимости его политэкономической теории  для России и об отношении к крестьянской общине, Маркс пишет следующее: 

«Анализ, представленный в «Капитале», не дает... доводов ни  за, ни против жизнеспособности русской общины. Но специальные изыскания, которые я произвел на основании материалов, почерпнутых мной из первоисточников  / надо упомянуть, что Маркс прекрасно знал русский язык и читал в подлинниках русских философов и писателей - прим. /убедили меня, что эта община является точкой опоры социального возрождения России...» И далее: «нужно... обеспечить ей нормальные условия свободного развития» (3, стр. 85.) 

Услышаны и поняты были Марксом слова о признаках времени Шамбалы. 

4. 

Еще одна дата, еще один рубеж – 1903 год. Ленину – 33 года. Именно в этом году он создает свою партию, партию нового типа.

Строки из книги «Община»: 

«...Можете представить, что в свое время Ленин уже ощутил без малейшего материального основания непреложность нового строения. И невидимые лодочки подвезли провиант к его одинокому кораблю. Монолитность мышления бесстрашия создала Ленину ореол слева и  справа.»(1,ч.2, гл..1,п.1) 

Те из нас, кто изучали в свое время «Историю партии» помнят, какими скучными и ненужными казались тогда эти подробности борьбы за устав, программу, точные формулировки и прочие «мелочи». Да что нам – его соратникам и то было это непонятно, раздражало, отпугивало.

В книге «Криптограммы Востока» есть одна история из жизни Будды, которая называется «Черта необходимости». Вдумаемся в ее смысл. 

«Отчего началось различие между Буддою и Девадатою?

Девадата спросил: «С чего  начинать каждое действие?»

Благословенный отвечал: «С самого необходимого, ибо каждое мгновение имеет свою необходимость и это называется справедливостью действия».

Девадата настаивал: «Как возникает очевидность необходимости?»

Благословенный отвечал: «Нить необходимости проходит через все миры. Но непонявший ее останется в опасном ущельи и незащищенном от камней».

Так не мог Девадата отличить черту необходимости, и эта тьма заслонила путь ему.»(4) 

И эту нить  понимания необходимости пронес Ленин через годы эмиграции, борьбы, побед и неудач, чтобы в 1917 году сказать судьбоносные слова: «Есть такая партия!» 

5. 

Итак, 1917 год, 25 октября, счет идет не на дни даже, а на часы.  Всем знакомые слова: «Сегодня рано, а послезавтра поздно». Лишь один исторический миг, когда власть можно было просто взять, практически без крови, в измученной, звереющей стране. Даже ближайшие соратники не понимают его решимости, буквально предают его. «Штрейхбрехеры революции» - страшное ругательство в устах Ленина. Мы еще встретимся с ними.

Вновь строки из Учения: 

«Считаю нужным различать вещи повторяемые от вещей не повторяемых. Можно отложить вещь обихода, но зовы сроков нужно ловить безотлагательно. Можно утверждать, что момент космической возможности не возмещаем». (1, ч. 2, гл. 4, п. 2)

«Срок и мера определены в сердце Вождя, но это знание не есть произвол. Утверждение Общения дает непреложное знание в связи с будущим. Сказано о предвидении Вождя, но откуда может сойти предвидение, если Врата Высшие не открыты? Как создать понимание сроков, если руководитель не усмотрит течение потока? Разве может человеческий ум понять все, что видит Руководитель? Разве хватит гордыни людской, чтобы поставить себя превыше всего? Так невежды могут не понимать откуда сроки и меры, но просвещенное Сознание знает  об Иерархии Света» ( 2, п. 10) 

6. 

Самая сложная и самая загадочная часть жизни Ленина – годы после Революции,  драматическое для России время.

В книге «Община» дана оценка деятельности Ленина в то время: 

«Видя несовершенство России, можно многое принять ради Ленина, ибо не было другого, кто ради общего блага мог бы принять большую тяготу». (1,ч.2, гл..1,п.1) 

Многое еще предстоит понять нам в этом отрезке истории. Самое возвышенное и самое низкое, вершины героизма и пропасти предательства, прекрасный полет мечты и ужас действительности – таковы первые годы Советской власти.

Но вновь строки из «Общины»: 

«Почтим Ленина со всем пониманием. Явно утверждение Учителя, сохранившего постоянное горение в удаче и неудаче. Среди чуждых ему сотрудников нес Учитель пламя неугасимого подвига. Учение не прерывалось ни усталостью , ни огорчениями. Сердце Учителя жило подвигом народа. У него не было страха, и слова «боюсь» не было в его словаре. Ярко успел он зажечь своим примером свет. Руша, создавал он сознание народа».(1, ч.2, гл. 4, п. 5) 

И наконец, 1922 год – трагическая дата. Могучий организм Ленина не выдерживает нечеловеческого напряжения. Удар - и физическое тело отказывает повиноваться. И начинается последний этап борьбы Вождя,   борьба духа с телом. Окруженный в лучшем случае непонимающими его людьми, а в худшем – врагами, его будущими наследниками, он сражался, может быть так, как никогда до этого. Его последние работы, его завещание, будь они выполнены, существенно изменили бы историю государства. Он был еще жив, а по стране уже ползли слухи, распускаемые его ближайшими соратниками о недееспособности, грязные намеки о причинах его болезни.

Нам еще предстоит осознать величие последнего подвига Ленина – состояние его организма во время болезни было таково, что действительно непонятно, как он мог вообще жить. Вскрытие показало, что мозг Ленина был заизвесткован так, что оболочка его напоминала яичную скорлупу, и звенела от прикосновения скальпелем.

А вот оценка этих последних месяцев, данная в книге «Община»: 

«...Даже в болезни не покинуло его твердое мышление. Его сознание, как в пещеру, сосредоточилось, и вместо недовольства и жалоб он удивительно использовал последнее время. И много молчаливой эманации воли посылал он на укрепление дела. Его последние часы были хороши. Даже последний вздох он послал народу.»(1, ч. 2, гл. 1,п.1) 

И народ это знал. У гроба вождя шли подозрительные игры, редактировались и переделывались факты и тексты, но горе осиротевшей страны было неподдельно.

В сказах Бажова зафиксированы легенды о чудесных появлениях Ленина в разных местах. 

Автор этих строк была знакома со стариком, который  рассказывал о своей встрече с Лениным  в начале двадцатых годов на Алтае, подробно описывал его и содержание беседы с ним. Тогда, 15 лет назад,   его рассказ воспринимался как странная аберрация, но теперь  приходит на ум явление делимости духа.

В народном сознании Ленин жил уже по тем метаисторическим законам, которые нам еще предстоит понять. 

7. 

Прошло немного времени. Весной 1926 года Центрально-Азиатская экспедиция остановилась в Урумчи. И там Н.К. Рерих участвует в создании проекта памятника Ленину. А в преддверии Великой Победы, в 1944 году  он пишет в дневнике пророческие строки: 

«…Народ Русский научился ценить прошлое. По завету Ленина Русский народ сбережет достижения старого знания, без них новой культуры не построить. Знать, знать, знать, учиться, учиться,  учиться» (5, стр. 220) 

Вдумаемся еще раз в слова, которые как бы объединили этих титанов ХХ века, слова двух великих современников, изменявших облик нашей планеты:

Учиться, учиться, учиться – знать, знать, знать.

 Литература:

1.      «Община» (Урга). М. МЦР, 2004 г.

2.      «Напутствие вождю»

3.      Журнал «Диалог» 1990, №7.

4.      Е.И. Рерих «Криптограммы Востока»

5.      Н.К. Рерих «Листы дневника» т. 3

6.      «Надземное» 

Материал подготовлен Садовской И.А.,  г.Алматы. Рериховские чтения в Государственном    музее искусств им. Кастеева, апрель, 1999 г. 

Также на эту тему:

 О Ленине в наследии Н.К. Рериха и Е.И. Рерих 

Мавзолей В.И. Ленина