Е.И. Рерих 30-е годы 

Е.И. Рерих.
1930 г. Индия, Наггар, Кулу

 

 

Великий Облик

 

Философское

наследие Е.И. Рерих.

Письма

«Великий Облик » - так назвал один из своих очерков Николай Константинович Рерих. В нём он размышляет о том, как сложно складываются отношения современников с Теми, кто своим жизненным подвигом и помыслами формировали сознания целых поколений,  направляя к пути развития человеческого духа. У каждого из них была своя жизненная и историческая задача, но все они несли идеи Общего Блага.

Много ли было рядом с ними людей, понимающих величие Обликов и принимающих их Идеи? Большинство современников не способно было вместить в своё сознание приносимые Знания, отрицали их, искажали, наделяли Носителей этих Знаний своими собственными несовершенствами, умаляли, выдумывали небылицы о Них и клеветали.

Так было, к сожалению, всегда. На дорогах истории в небрежении рассыпались драгоценные жемчужины знаний. Как ускорилась бы эволюция человечества, каких исторических трагедий миновали бы народы, если бы вовремя принимали то, что им давалось так щедро.

Перечитаем несколько строк из очерка Николая Константиновича.

«Когда великие облики доходят до вас из глубокой древности, они воспринимаются как-то легко. Даже облекаясь в мифы и легенды, они становятся легко убедительными. За завесою времени – все возможно. Писатели и художники всех веков будут посвящать этим далеким обликам свои лучшие вдохновения. Целые поколения будут вдохновительно водимы этими далекими героями и героинями. Никто им не завидует, никто не думает о том, как достигались эти подвиги – остаются лишь памятные вехи человеческого восхождения.

Не так-то бывает в близком прошлом, уже не говоря о настоящем. …Когда-то и как-то эти весы справедливости придут в равновесие, но все же странно, что люди сравнительно так мало пользуются тем, что уже им представлено, щедро дано и могло бы быть широко использовано».

Очерк Николай Константинович посвятил своей жене, Елене Ивановне Рерих, «другине», свидетельствуя и утверждая её особую роль в формировании новой ступени познания сужденного человечеству.    

Как же раскрывался в жизни этот замечательный женский Облик?

Удивительно ранний интерес к философским сочинениям. Самостоятельное формирование собственного миросозерцания. Обостренное чувство справедливости, поиск правды и истины, поражающее трудолюбие, несокрушимая воля. Болезненно ощущаются всякое невежество, темнота и злоба. Накапливаются знания. Где только возможно, происходят целения, физические и духовные. От раннего утра и до позднего вечера самоотверженный труд. Ведется обширнейшая корреспонденция, пишутся книги, переводятся многотомные труды – и все это в удивительной неутомимости духа.

Наитруднейшие обстоятельства побеждаются силой духа и накопленными знаниями.

Мы можем только догадываться о контурах обширнейших познаний Елены Ивановны. Ее литературное наследие – как малая  видимая часть огромного айсберга. Но и то, что Елена Ивановна оставила человечеству – во многом еще не понято, не освоено, а большинством вообще пренебрегается.

Современное небрежение к наследию Елены Ивановны значительно задерживает процесс неизбежного и трудного духовного развития человечества. Это прекрасно понимала и сама Елена Ивановна. И потому писала, что драгоценные капли сокровенных знаний, допущенных к оповещению, человечество будет осваивать несколько столетий.

Книги Живой Этики – главный труд ее жизни. Их идеями пронизано  все ее литературное творчество. Это и «Основы буддизма» - первая  авторская работа Елены Ивановны, написанная увлекательно, с глубоким знанием первоисточников, открывающая читателю первоосновы одной из древнейших мировых религий.

Это и вышедшая в 1929 году книга «Криптограммы Востока» - сборник легенд, преданий и притч, ранее неизвестных западному читателю. 

Это и повесть-исследование «Преподобный Сергий Радонежский» - жизнеописание выдающегося православного подвижника и «собирателя земли русской».

Это и перевод на русский язык «Тайной Доктрины» - основного труда Е.П.Блаватской.

Это и «Чаша Востока» - перевод отдельных писем Учителей Востока, Махатм  одному из членов теософского общества, основанного Блаватской Е.П.

Перу Елены Ивановны принадлежат и многочисленные статьи, разъясняющие отдельные положения духовных истин в известном европейском альманахе «Оккультизм и Йога», много лет издаваемым  А.М.Асеевым.

Мы же рассмотрим более подробно некоторые грани огромного эпистолярного наследия Елены Ивановны, в котором не скупясь она делилась своими мыслями и богатейшим опытом со всеми, кто искал знаний.

Письма Е.И.Рерих представляют собой образец безукоризненного стиля и четко выраженной мысли. Их можно рассматривать как справочник по вопросам духовной культуры, можно найти в них программу самосовершенствования, конкретные советы по ее осуществлению.

В то же время письма содержат обширные комментарии к философии Живой Этики.

А для непосредственных адресатов они были источником духовной поддержки, мудрых наставлений в путях решения конкретных проблем.

География писем охватывает Южную и Северную Америки, Европу, Азию. Среди корреспондентов Елены Ивановны, кроме представителей многочисленных групп и кружков, в которых изучалось Учение Живой Этики, были известные деятели культуры, науки и политические деятели.

Главный принцип, которого придерживалась Елена Ивановна в ответах на разнообразные вопросы своих корреспондентов, это – делиться своими знаниями в соответствии с сознанием адресатов. Искусством «говорить по сознанию» она владела в совершенстве. Поэтому иногда письма, посвященные сложным вопросам метафизики, имеют форму  философского трактата со специальной терминологией. В других -  авторское изложение  этой же темы  предельно упрощено, облегчена терминология, введены легко понимаемые символы и образы. Но всё, написанное Еленой Ивановной, наполнено высокой нотой доброжелательности ко всем вопрошающим.

Светоносная, духовно щедрая натура Елены Ивановны раскрывается в письмах во всем своем обаянии. Она стремится ободрить каждого сотрудника, помогает практическими советами в осуществлении лучших замыслов, радуется вместе с ними любой удаче и достижению. Некоторые корреспонденты Елены Ивановны, вдохновленные общением с ней через письма, написали собственные яркие работы по ряду вопросов мироустройства, проблемам развития человека и истории духовной культуры планеты. Из наиболее серьезных и пользующихся читательским интересом, могут быть названы книги: «Братство Грааля» Рихарда Рудзитиса, «Основы миропонимания Новой Эпохи» Александра Клизовского, «Воспитание духа» и «В поисках правды» Е.А.Зильберсдорфа, «Радуга чудесного» А.П.Хейдока.

Ближайшая ученица и сотрудница Рерихов в Америке Зинаида Фосдик назвала письма своей наставницы «источником духовного творчества, из которого каждый может черпать духовные сокровища».

Многое из того, что было написано Еленой Ивановной вошло сравнительно недавно в культурную  жизнь русскоязычного постсоветского пространства и разбудило в сердцах многих мощное устремление к изучению вопросов Бытия.

Книги Живой Этики, главный труд жизни Елены Ивановны, излагают целостный взгляд на мир и являются стройной философской системой с ярко выраженной этической направленностью. Многие взгляды русских  философов-космистов родственны основным положениям Живой Этики. Однако, мы не можем подходить к философу Елене Рерих с обычных позиций. В основе ее миросозерцания и всей ее деятельности лежит связь с Иерархией Света, о реальном существовании которой она свидетельствует всей своей жизнью.

Именно этой невидимой связью и объясняется духовный подъем, который мы испытываем при чтении книг Живой Этики и других трудов Елены Ивановны, в том числе и ее писем, особая ценность которых в непосредственной преемственности идей и популяризации отдельных положений Живой Этики.

Никто лучше нее не мог бы ответить на вопросы, возникающие при чтении книг Учения. Никто не мог бы лучше раскрыть идеи Учения и изложить их в доступной для читателей форме.

Сама Елена Ивановна, по свойственной ей скромности характера, была против издания своих писем. Но ее многочисленные ученики, друзья и сотрудники понимали их ценность, обменивались копиями. Постепенно из этого обмена родилась мысль о необходимости их издания. С просьбой об этом друзья обратились к самой Елене Ивановне и, наконец, получили ее разрешение. На издание писем было и Указание её Учителя.

В 1940 году в Риге впервые были изданы два тома «Писем Елены Рерих», включивших в себя сравнительно небольшую часть переписки с видными деятелями латвийского рериховского общества и некоторыми американскими сотрудниками. Из текста были удалены имена, названия городов, строки с личными обращениями. Оттого особо ценно засияли ответы Елены Ивановны по различным вопросам основ Бытия, путям самосовершенствования личности и многом другом. В это издание были включены письма 1929-1938 годов.

Елена Ивановна принимала участие в редактировании, подбору  писем и, можно сказать, эти два тома вышли под непосредственным ее руководством.

В 1992 году в Новосибирске было осуществлено 2-е издание рижского двухтомника. А в 1993 году – дополнение к нему, 3-й том, включивший в себя ранее неопубликованные письма 1932-1955 годов. Принципы подготовки писем к публикации были сохранены прежними.

Именно этот новосибирский трехтомник привлек все более растущее внимание к литературному творчеству Елены Ивановны Рерих на постсоветском пространстве.

В 1996 году московским издательством «Сфера» было осуществлено издание 4-х томов писем Елены Ивановны американским корреспондентам, главным образом, сотрудникам музея Н.К.Рериха в Нью-Йорке.

В том же 1996 году, тем же издательством были выпущены в свет два тома переписки Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов с известным деятелем европейского эзотерического движения А.М.Асеевым, издававшим популярный альманах «Оккультизм и йога». Сотрудничество Рерихов с Асеевым и его изданием было многолетним и, конечно, требует отдельного освещения. Рерихи и Асеев обменивались письмами с 1931 по 1954 годы, вплоть до ухода Елены Ивановны. «Сфере» письма для издания  были предоставлены Нью-Йоркским музеем Рериха.

И, наконец, в 1999 году Международным Центром Рерихов в Москве ( МЦР) было предпринято уникальное многотомное издание полного собрания писем Елены Ивановны Рерих, хранящихся в его архивах . Письма были переданы Центру в 1990 году младшим сыном Рерихов, Святославом Николаевичем, вместе с другими документами, картинами, книгами, коллекциями и реликвиями семьи. Большая часть писем была опубликована впервые. Изданию предшествовала многолетняя  работа с архивами. Бережно и тщательно разбиралась каждая страница текста, составлялся именной указатель, уточнялись имена и фамилии корреспондентов. Тексты были приведены полностью, без редакторских сокращений, с учетом норм современной орфографии и пунктуации.

Издание сопровождалось справочным материалом, были приведены редкие фотодокументы. На сегодняшний день, это издание писем Е.И.Рерих  является наиболее полным и  в превосходном полиграфическом исполнении.

Поражает работоспособность Елены Ивановны. В одном из своих очерков о жене Николай Константинович отметил, что если опубликовать все ее письма, то получится немало  томов.

Именно такую публикацию осуществил МЦР.  Уже издано пять прекрасно иллюстрированных книг. Ожидаются следующие.

Это издание осветило новые грани деятельности Елены Ивановны. До сих пор существовало мнение, что она занималась  исключительно книгами Учения и оказывала духовное наставничество нескольким группам учеников. Но из опубликованных писем выяснилось, что Елена Ивановна также  принимала самое деятельное участие в руководстве Музея Николая Рериха в Нью-Йорке, в работе Института Гималайских исследований «Урусвати», в подготовке Пакта Рериха и его продвижении, а также ряде других направлений деятельности этой великой семьи. 

Собрание рукописей писем в МЦР является наиболее полным, так как Рерихи строго соблюдали правило: письма печатались в 2-х, иногда в 3-х экземплярах. Первый, естественно, отправлялся корреспонденту, а второй оставался в архиве, для того, чтобы в случае необходимости можно было проследить историю переписки, уточнить затронутые вопросы и события.

Письма писались сотням корреспондентов. Елена Ивановна проводила за письменным столом с утра до вечера и, как сама признавалась, даже стеснялась «выйти в сад, чтобы не упустить время». Письма писались длиннейшие, иногда по 15 страниц на русском, английском и французском языках.

Кроме разъяснения вопросов Учения мы находим в них размышления о современном состоянии религий, о судьбах мира, проблемах воспитания, последних научных открытиях, подтверждающих некоторые эзотерические истины, конкретные рекомендации по поддержанию здоровья.

В одной из дневниковых тетрадей Елены Ивановны есть такая запись слов ее Учителя: «На твоих посланиях будут учиться молодые ищущие и старые заблудившиеся. …Когда пишешь, имей в виду легионы, ибо твои послания коснутся их. …Они останутся в истории как чудесные послания сердца и духа».

Обратимся к письмам Е.И.Рерих. Широта её познаний поражает. Это и доктрины восточной метафизики. Это истоки и основы мировых религий, труды древних философов, современное состояние науки, последние достижения в разных её направлениях. А также знания, полученные Еленой Ивановной непосредственно от своего Учителя и положенные в основу книг Учения Живой Этики.

Кратко рассмотрим лишь некоторые мировоззренческие темы,  освещаемые Еленой Ивановной в письмах.

Понятие беспредельности

Понятию Беспредельности Елена Ивановна уделяет особое внимание, так как оно является стержнем эволюционного мировоззрения. Беспредельность Бытия исключает возможность достичь когда-либо абсолютного знания, и в этом  его величие. Путь к вечному совершенству и есть жизнь. Беспредельна жизнь и беспредельны постижения и возможности.  

«В действительности существует лишь единая Истина – Истина беспредельности Бытия, а следовательно, и Познания. В мире проявленном эта беспредельность Бытия выражается в вечном движении циклов или в сменах состояний. Каждая из этих смен или, как их называют иногда, манвантар, имеет целью выявить и отшлифовать новую грань в алмазе беспредельного Познания». (2, 10.09.38, с.503). Т.е. каждая манвантара, каждый цикл имеют свою эволюционную задачу, а человечеству даётся часть знания Мировой Истины, необходимой для решения этой задачи.

«Если существует понятие Беспредельности, то, конечно, Бог есть эта Беспредельность. Потому всякие суждения о Нем, неизбежно, будут лишь ограничениями Его. Мы можем лишь в глубоком благоговении…преклоняться перед этой Несказуемой Мощью и Красотою и ликующим духом устремиться к этой Тайне из Тайн великой Беспредельности. Истинно, путь приближения к Богу есть путь беспредельный».            (2, 8.06.36, с.214)

Дух и материя 

Во всех древних учениях Востока утверждается, что Дух и Материя едины ибо одно не может существовать без другого. Парабраман (Дух) непостижим и не имеет проявления без наброшенного на него покрова Мулапракрити (Материи). Но Материя эта чрезвычайно тонка и недоступна нашим грубым чувствам. Есть также определение, что Материя - кристаллизованный Дух. Ведь Дух – это энергия. Но никакая энергия не может проявиться вне материи, а видимый нами свет есть вид тончайшей материи в движении.     

«Ведь первичная Материя есть первичная стадия проявления духа, следовательно, самая высокая. Материей, лишенной духа, мы называем то состояние материи на низших планах, когда высшие энергии покинули её, и она сохраняет лишь животную жизнь;  именно, когда она является отбросами, входящими в космическую переработку». (1, 20.04.35, с.439)

«В высшем представлении Дух и Материя едины, два принципа слиты и составляют Единый Элемент. Следовательно, мы можем всё рассматривать, с точки зрения только духа или только материи, но конечно, во всей беспредельности их состояний проявления или градаций. И если мы можем сказать, что дух без материи есть nihil, то также точно можно утверждать, что материи нет, есть лишь энергия». (1,  30.04.35, с.444)

Сознание. Иерархия сознаний

Этой теме Елена Ивановна посвящает немало страниц в письмах. Суммируя их содержание мы понимаем, что сознание лежит в основании Вселенной. Каждый атом наделен сознанием, где жизнь, там и сознание. Но, конечно, степени развития сознаний беспредельны.

Когда духовность спит или отсутствует, существование живых существ можно назвать или бессознательным, или полусознательным.

Но есть сознания, достигшие столь высокого уровня развития, что нам, землянам, они кажутся непостижимыми, божественными. В Космосе существует беспредельная Иерархия сознаний, в которой каждое сознание занимает свою определенную ступень, соответствующую его развитию. И эта Иерархическая лестница уходит в сияющую Беспредельность, в Тайну, ведущую все формы Бытия к совершенству.

Елена Ивановна подчеркивает, что необходимо ясно, четко и широко осознать Иерархию, как единственный путь эволюционного развития разумных существ. Ибо закон подчинения низшего высшему лежит в основе всего Космоса.

Братья человечества. Архаты

Кто же находится на ближайших к нам, обычным людям, ступенях иерархической лестницы?

На Востоке их называют Бодхисатвами. Именно им человечество обязано самым ценным, самым высоким, самым насущным. Ибо Они развивают сознание наше и преображают нашу жизнь.

Кто же эти Бодхисатвы? Ученики Будд, по примеру Учителя, добровольно взявшие на себя тяготу помощи человечеству. Бодхисатвы проявляются на земле среди самых различных жизненных условий. Физически ничем не отличаясь от остального человечества, Они совершенно отличны по своей психологии, неизменно являясь носителями принципа общего блага.

Какими же качествами должны обладать Бодхисатвы?

В Учении Готамы Будды и в Учении Бодхисатвы Майтрейи, данном им ученику Асанге в 4-м веке, прежде всего, отмечено максимальное развитие энергии, мужества, терпения, постоянства устремления и бесстрашия. Бодхисатвы вечно в действии, им неведома недвижимость. Обладают силой, отвагой, тверды в действиях.

Три радости Бодхисатв- счастье даяния, счастье помощи, счастье вечного познавания.

Но участь этих Бодхисатв в земных воплощениях тяжкая. Никто не переносил и не переносит столько клеветы и гонений, как именно эти истинные спасители рода человеческого. Из Них вышли все основатели великих царств, религий, философий, большинство алхимиков и отдельные фигуры святых. Но не ищите среди Них узких догматиков. Они основатели и огненные Очистители религий. Их называют Великими Учителями, Махатмами, Архатами.

Но человечество исказило их облики до неузнаваемости. Все в меньшем масштабе, все неверно, все не отвечает действительности.

Архат есть высшее проявление тончайшей светоносной материи, называемой Материей Люцида, которая сияет любовью. Но человечество с трудом вмещает и осознаёт чистоту и величие сфер высших.

Архат, поистине, богочеловек, объединивший разум с духовным сознанием. Качества и умения Архата называются венцом Архата. Венец Архата достигается в суровом напряжении подвига, мощным устремлением к совершенству на протяжении многих и многих жизней. Сердце Архата должно познать все радости, все трудности земного пути, испить чашу яда для развития в себе высших качеств и накопления опыта.  

Великое Белое Братство. Шамбала

Великое Белое Братство стоит во главе и на дозоре эволюции всего человечества. Непрестанно работает и действует во благо всего Мира, используя закон целесообразности. Широко пользуется всеми возможностями, чтобы продвинуть истинные Знания, обновить сознание людей, дать ему новый импульс и тем продвинуть эволюцию. На земном плане имеет сотрудников разных степеней, а также особо доверенных и близких лиц.

Упоминания о Шамбале есть во всех древних религиях, во всех сокровенных Учениях. Это реальное явление на нашей планете имеет множество наименований – Лестница Иакова  европейских христиан, Шабистан или Гора Меру  Востока, Беловодье  сибирских староверов и др.

Затемненные намеки о  Шамбале можно проследить и в западной литературе. Ведь легенда о Чаше Грааля пришла с Востока и является одной из многочисленных версий о Шамбале. Западными летописями отмечено получение вестей из Таинственной Обители Константином Великим, а также византийским императором Эммануилом.

История знает немало выдающихся  личностей, которым было суждено дать новый импульс к продвижению человеческой эволюции, посетивших эту Твердыню Знания или имевших связь с ней.

В ряду этих выдающихся деятелей культуры Парацельс, знаменитый алхимик, врач и философ 16-го века. Он провел несколько лет в одном из Ашрамов Транс-Гималайской Обители, обучаясь знаниям, позднее изложенным в своих многочисленных трудах, часто в символах. Все его сочинения переведены на немецкий, английский, французский языки. Многие ученые и врачи черпают из них сведения, но по обыкновению, часто умалчивают об источнике. А ведь современная химия в долгу перед ним за открытие, например, азота.

Вспомним Е.П.Блаватскую, пробывшую 3 года в одном из Ашрамов Тибета и принесшую великое знание и светлую весть о Махатмах.

Парацельс подвергался гонениям церкви и был отравлен. Блаватская была оклеветана так, что до сих пор ее чистый облик подлежит очищению в умах многих. Их труды замалчиваются. Противники распространения Светлой Вести пытаются мешать, но свет всегда побеждает тьму.

Деятельность  Парацельса и Блаватской – только часть плана Владык Шамбалы по продвижению земной эволюции  через своих Сотрудников и Братьев, принявших на себя тяжкую ношу внесения Света в сумрак человеческого сознания. 

В каком бы примитивном, полуживотном состоянии находилось бы сознание землян сегодня, если бы не самоотверженный труд Владык и Сотрудников Шамбалы от зари зарождения жизни на нашей планете до сегодняшних дней. Так свидетельствует Е.И.Рерих.

Пришло время говорить о Братьях человечества.

 Учение Живой Этики

Во все времена беспрерывно Знания  проливаются на Землю. Невозможно представить себе наше земное существование без этой связи с Миром Невидимым.   

Космос и все человечество представляют одно неделимое целое, единый организм. Обособление землян от Мира Высшего и его законов является основой саморазрушения. Признаки его в нашей жизни налицо.

Без ведущего Начала вся человеческая эволюция задержалась бы на многие века, в то время как космические часы неумолимо отсчитывают сужденные сроки. Необходимо ускорение развития землян. Эту главную цель несет в себе Учение Живой Этики, в котором в сжатых формулах  собраны многие знания, накопленные веками глубоких, многосторонних опытов. Вдумчивый ученик в книгах Учения найдет ответы на самые сложные вопросы жизни, освещенные с многих сторон, а также совершенно конкретные разъяснения по многим отраслям науки. Елена Ивановна считала, что правильный подход к науке может быть лишь после твердого, всестороннего усвоения Учения. Лишь тогда научные исследования будут устремлены в правильном, полезном направлении, не отклоняясь на ложные и вредные тропы.

Книги Учения дают полезную пищу духу и знания, для изучения которых вряд ли хватит одной человеческой жизни.

Елена Ивановна интересовалась публикациями об открытиях в науке все более и более подтверждающих  то, что было дано в «Тайной Доктрине» Е.П.Блаватской. Она выступала против  предрассудков и суеверий, в том числе и в науке. Она считала, что предрассудки, предубеждения, отрицания в науке еще опаснее, чем в религиях. Освободиться от них можно лишь путем синтеза истинных Знаний. Именно науке суждено опытным путем подойти ко многим непознанным, сокровенным явлениям и этим значительно расширить духовные горизонты большинства людей.

Учение Живой Этики дает новый аспект единой вечной Истины в соответствии с переживаемым нами временем и направлено на очищение и утверждение всех прошлых великих Учений.

Если проследим исторические появления Великих Учителей, мы увидим, что к их времени все, бывшие до них Учения, совершенно утрачивали первоначальную чистоту и были искажены до полной неузнаваемости. И, потому, Провозвестие 20-го века, как называют Живую Этику, не отвергает ни одного Учения до него бывшего, но лишь углубляет и очищает их от вековых нагромождений.

Учение Живой Этики основано на почитании Иерархии Света, на признании высокого авторитета Учителей человечества. Дано оно в особый планетарный момент, предупреждая о приближающемся  космическом переустройстве, новых космических лучах, о методах и способах их ассимиляции.

Можно по разному относиться к этому предупреждению, но космические процессы остановить не в нашей власти. Мы можем лишь мудро выслушать советы Учения, применить их и обновленными, знающими - продолжить свой путь в Беспредельность.

Как мы упоминали выше, Елена Ивановна разъясняет в своих письмах сложнейшие вопросы Бытия, смысл человеческого существования, предупреждает о нелегком пути ученичества, повествует о Великих Учителях и их жертвенном труде во спасение нашей планеты. Тема доверия к Руке Ведущей и радости служения Всевмещаюшему Сердцу проходит через все ее творчество. Нет большего дара и счастья, не уставала повторять она своим корреспондентам, чем приближение к Владыке и возможность расширения сознания под его наблюдением. Ибо закон Иерархии правит всем Космосом и последовательное продвижение по его ступеням и есть единственный путь эволюции духа.

В письмах Елены Ивановны закон Иерархии глубоко, всесторонне и доступно изложен для самого широкого круга читателей. А также рассмотрены вопросы сокровенной связи Учителя и ученика. Строки ее писем устремляют нас за пределы обыденности и позволяют нам ощутить не только  духовный подъем, но и стоящую за ним личность автора. Перед нами открывается мир высочайшей духовной культуры, несокрушимой преданности Иерархии Света, терпимости к чужим воззрениям, сочетания доброжелательности с суровостью. Суровость эта заключается в постоянном напоминании ученикам о том, что на духовном пути не может быть никакого приукрашивания действительности и потворства своим недостаткам.  Она избегала любого проявления миссионерства, никогда не навязывала своего мнения, ценила самостоятельность мышления и свободу духа каждого.

«Не люблю учить, но лишь передавать знания» - писала Елена Ивановна.

Преисполнимся благодарностью к выдающейся подвижнице культуры Елене Ивановне Рерих, которая так щедро раздавала в своих письмах сокровища накопленных ею знаний на благо ищущим Света.

Литература:

1. Письма Елены Рерих. 1929-1938. Том 1 // Новосибирск: Издательство «Вико», 1992 г.

2. Письма Елены Рерих. 1929-1938. Том 2 //Новосибирск: Издательство «Вико», 1992 г.

3. Елена Ивановна Рерих. Письма. Том 1 (1919-1933) //М.: Международный Центр Рерихов. 1999

4. Клизовский А. Основы миропонимания новой эпохи. В 3-х томах. //Рига: Виеда, 1991.  

Материал подготовлен Глущенко Л.И.

г.Алматы. Рериховские Чтения. Государственный Музей искусств им. Абылхана Кастеева. 5.02.2006.