Афиша выставки

 

Ботагоз Нурпеисова

Истоки Красоты

 Персональная выставка

К 30-летию установления дипломатических и культурных отношений между Казахстаном и  Индией 

 

 

27 апреля 2022 года в Государственном музее искусства Казахстана им. А. Кастеева состоялось открытие выставки замечательной художницы и педагога Ботагоз  Нурпеисовой.

Нурпеисова Ботагоз Слямгалиевначлен Союза художников СССР (1988 г.), член Союза художников РК, Заслуженный работник образования Республики Казахстан, участник международных и республиканских выставок.

Родилась в селе Песчаное Качирского района Павлодарской области. Окончила Алма-Атинское художественное училище им. Н.В. Гоголя, Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова. Более 30 лет работала в Алматинском колледже декоративно-прикладного искусства им. О. Тансыкбаева, воспитав сотни молодых казахстанских художников.

В экспозиции выставки представлено более 80-ти живописных и графических работ автора. Особой душевностью и теплотой пронизаны сюжеты, посвященные родине. Детство Ботагоз прошло в живописном местечке на берегу реки Иртыш в селе Набережное, Павлодарской области и потому  сюжеты многих её работ повествуют о жизни сельчан. С особым трепетным чувством любви и благодарности написаны ею портреты отца и матери. В этой серии работ звучат добрые воспоминания о безмятежном детстве, о простом сельском укладе жизни, так быстро меняющемся и уходящем в прошлое.   

Название выставки не случайно. С детства Ботагоз тянулась ко всему красивому, интуитивно выделяла красоту в окружающем мире,   впоследствии утверждая её в творчестве.  «От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни и от красивой жизни к абсолютной красоте», говорил в свое время Платон. А уже в 20 веке Святослав Николаевич Рерих, художник и искусствовед, писал:

«Прекрасные образцы так необходимы для зарождения красивых мыслей! Поэтому надо всем стремиться к тому, чтобы молодое поколение видело как можно больше всего красивого. Это поможет создать богатое красотой будущее...».

Эти напутствия великих мыслителей стали для Ботагоз жизненным кредо. Поэтому,  как преподаватель, она всегда акцентировала внимание своих студентов на роли и значении прекрасного в жизни человека,  учила ответственности художника за качество создаваемого  произведения.


Торжественное открытие выставкиВыступает Акмарал Кайназарова

Куратор выставки Наталия БаженоваПочитатели творчества Ботагоз Нурпеисовой


На вопрос: «Что для Вас творчество и искусство?», – Ботагоз ответила: «Творчество для меня, как яркий луч, освещающий всю мою жизнь, как путеводная звезда. Но этот луч зажгли, и он светится благодаря моим учителям, которые встретились на моем жизненном пути».  В школе  – это Василий Григорьевич Кальсин и Сергей Васильевич Любимов. В училище – это Дюйсембаев Кенжебай Дюйсембаевич и Ахметжанов Калиолла Саматович. С благодарностью она вспоминает профессоров МГАХИ им. В.И. Сурикова – Клавдию Александровну Тутеволь, Евгения Николаевича Максимова, Шатского Ивана Васильевича и многих других, а также встречу с творчеством Н.К. Рериха, который писал: «Счастлив тот человек, который встретил в жизни святого мудреца».

«Такого мудреца я к счастью встретила и не одного. Это и сам Николай Рерих и его сын, Святослав Николаевич,  их творчество я бесконечно люблю. Это и Кенжебай Дюйсембаевич, очень много сил вложивший в своих студентов. Он всегда говорил: «Надо любить учеников, как своих родных детей». Эти слова я никогда не забуду. Поэтому он стал для меня не только примером в творческой деятельности, но и в педагогической».

Выставка открывается в преддверии Международного дня танца, отмечаемого 29 апреля. Среди произведений, представленных в экспозиции, мы видим посвященные творчеству первой и единственной в Казахстане профессиональной исполнительницы индийского классического танца «Бхаратанатьям» – Акмарал Кайназаровой - Заслуженному деятелю искусств Республики Казахстан. В своем творчестве Акмарал Кайназарова и Ботагоз Нурпеисова гармонично синтезируют традиции двух культур – казахской и индийской, объединяя общечеловеческие ценности наших народов. 

Философское мироощущение Ботагоз Нурпеисовой прослеживается в серии работ, посвященных индийской тематике. Индия поселилась в сердце Ботагоз еще в детстве, когда на страницах известного журнала «Огонёк» она увидела картину выдающегося художника, философа и путешественника Николая Рериха. Тогда и утвердилась заветная мечта – стать художником. Спустя десятки лет, как дань уважения и благодарности Н.К. Рериху, появился портрет непревзойденного Мастера гор, также представленный на данной выставке.

Творческими и плодотворными были поездки по святым местам Индии в 2011 году, в предгорья Гималаев. В Долине Кулу, в Наггаре (Штат Химачал Прадеш), Ботагоз написала множество этюдов с натуры. Именно там, после знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции, Н.К. Рерих и его семья основали Институт Гималайских исследований  «Урусвати». В 2019 г. состоялась поездка в Сикким – штат на Северо-востоке Индии. В 2020 г. по впечатлениям от этой поездки  были созданы  графические и живописные произведения.


Экспозиция выставкиБотагоз Нурпеисова и Акмарал Кайназарова у картины "Чинтамани"

Первые зрителиЛюбимые картины


На ее полотнах чудесным образом оживают величественные гималайские хребты окутанные   туманом, высокие гималайские кедры, небольшие сельские домики, стремительные горные водопады, царственные лотосы… Все это объединено в большую серию «Гималаи».

Древняя архитектура Индии, со скульптурными изображениями богов и богинь, в произведениях Ботагоз погружает зрителя в далекое и таинственное прошлое этой загадочной и безраздельно манящей к себе страны. Пагоды и храмы стоят, как вечные стражи, как свидетели эпохальных исторических событий. Сколько судеб и пережитого хранят они в своих вековых стенах. 

Возникают узнаваемые очертания Тадж-Махала, на фоне залитого солнцем пространства водной глади с тихо плывущей лодкой и мелодичными звуками ситара; утреннего тумана, накрывающего долину Кулу и  еще спящее горное селение Наггара. Серпантины извилистых горных троп увлекают зрителя в путешествие по  таинственным и  заповедным далям, где исчезает время и остаётся лишь вечное.

В экспозиции представлены портреты из серии «Мои учителя». Среди них «Портрет Дуйсенбаева Кенжебая Дуйсенбаевича» 2020 г., «Портрет Николая Рериха» 2018 г., «Портрет С.Н. Рериха» 2020 г.

В ряду портретов мы видим индийского политического и общественного деятеля  Махатму Ганди. Автору работы удалось передать характерные черты облика народного героя  –  кротость, трудолюбие, возвышенность помыслов, миролюбие и целеустремленность.

Внутренним достоинством и благородством привлекает портрет действующего премьер-министра Индии Нарендра Моди. Желто-оранжевое одеяние эффектно пламенеет на фоне сине-фиолетовых оттенков неба и горных вершин. Этот прием подчеркивает значительность личности этого государственного деятеля  и его вклад в культурное строительство.

Удивительна по своему философскому содержанию картина «На мосту» (2000 г.), приоткрывающая сокровенную тайну взаимоотношений Учителя и ученика. На фоне вертикальной отвесной скалы мы видим лестницу, соединяющую небо и землю. Навстречу своему учителю, держась за перила, идет ученик. Ниже основной композиции, сворачиваясь в узорную вязь, плывут  облака. Созвучна этой работе картина «Майтрейя», где запечатлена молитва женщины к Всевышнему. Согласно восточной традиции, Майтрейя  –  это Великий Учитель, взявший на себя ответственность за судьбу всего человечества и приход которого ждёт Восток.

В экспозиции представлена новая картина Ботагоз - «Чинтамани».  На глубоком синем фоне, белый плат, украшенный изящным растительным орнаментом. На нём изображение солнца, а в центре - легендарный Камень, окруженный сиянием. Сюжет картины навеян творчеством Н.К. Рериха, в котором образ чудесного Камня занимает особое место. Ему посвящены строки многих его очерков, листы дневника, есть и фотографии. Согласно легендам, Камень является осколком метеорита, в незапамятные времена пришедший на нашу планету из высших миров в созвездии Орион. Основное тело Камня хранится в Гималайской Твердыне  - в Шамбале, а часть, тот самый Камень Чинтамани, блуждает по свету в течение многих и многих веков, вручается выдающимся деятелям, посланникам и сотрудникам Шамбалы для выполнения их особой исторической  миссии. Им владел царь Соломон, некий повелитель Индии. Он был на Ланке и захоронен после измены Раваны, был в Китае, был у воителя Тимура, у некоего новгородского богатыря, в Роттенбурге, в других местах Европы. Хранили его в ковчеге с особыми знаками,  и завернут он был в плат. Трудно владеть Камнем сынам человеческим, его лучи творят только добро, а иначе сжигают  носителя. Так гласят легенды. Но вот уже в 20 веке в 1923 году Камень был получен Рерихами, когда они находились в Париже самым обычным образом – доставлен был почтовым курьером. Камень сопровождал Рерихов на всём маршруте Центрально-Азиатской экспедиции и был с ними много лет после её завершения, способствуя их миротворческой и культурной деятельности. Есть работы кисти С.Н. Рериха -   портреты родителей, Николая Константиновича Рериха и Елены Ивановны Рерих с тем самым ковчегом; есть его отдельное изображение. В некоторых изданиях опубликованы фотографии ковчега и самого Камня. Таким образом, уже в новой истории, совсем недавно,  легендарный Камень стал физически видимым, осязаемым, описанным и сфотографированным. Он стал научным фактом. А нам, скептически настроенным жителям 21 века стоит внимательно перечитать легенды о нём, очерки Н.К. Рериха, а также  поразмышлять о Той Реальности, которую затмевает от нас суета повседневности.  А пока несколько строк Н.К. Рериха о Камне:

«Чинтамани – воплощение высшей мудрости, древнейшее представление Индии о счастье мира. Символ высочайшего значения, который не только отражает гималайскую легенду, но и является знаком того, что с высот духа всему человечеству посылается чудесное сокровище Мудрости, приход которого знаменует собой новую страницу Космической Эволюции».  

Темы духовности в предметах искусства, в памятниках культуры, в проявлениях природы, в людях, несомненно, привлекают Ботагоз Нурпеисову и является главными в творчестве. Любая её картина, будь то пейзаж или портрет, бытовая зарисовка или фантазийный сюжет, наполнены мыслью о красоте в её многоликих проявлениях. Все живописные полотна  отмечены прекрасной техникой,  яркостью красок, лёгкой фактурной проработкой, четко выраженными  контрастами, целостностью  и монументальностью композиции, чувством колорита и пространства.            

Творчество Ботагоз Нурпеисовой – это настоящий гимн Красоте и жизни в самых лучших её проявлениях.

Выставка «Истоки Красоты» будет доступна жителям и гостям г. Алматы до 18 мая.

Наталия Баженова, сотрудник ГМИ РК им А. Кастеева, член Союза художников Казахстана, искусствовед, куратор выставки "Истоки Красоты".


СМИ Казахстана о выставке Ботагоз Нурпеисовой "Истоки Красоты":

Сұлулықтың бастауы (Начала красоты) // Газета «Алматы Акшамы». 30 апреля 2022 г.

Также на эту тему:


 Главная   >   Культура Казахстана   >   Искусство и народное творчество     Опубликовано: 30.04.2022