Ботагоз Нурпеисова в долине Кулу (Индия)

 

 

 Встреча в АКДПИ,

посвященная памяти

Нурпеисовой

Ботагоз Слямгалиевны.

Выступления участников

26 апреля 2024 года, в преддверии дня рождения известной казахстанской художницы Нурпеисовой Ботагоз Слямлалиевны  (28.04.1959 – 05.10.2022), в Алматинском колледже декоративно-прикладного искусства имени Орала Тансыкбаева прошла встреча, посвященная ее памяти. Более 30-ти лет своей жизни она отдала педагогической деятельности в его стенах.

Инициатор и ведущая мероприятия была коллега Ботагоз Слямгалиевны – Сатпаева Лаура Мухтаровна, преподаватель специальной дисциплины «художественная роспись» в АКДПИ им. О. Тансыкбаева, Отличник культуры РК.

Участниками встречи были студенты колледжа, преподаватели, друзья и родные  Ботагоз Слямгалиевны.

Сатпаева Л.М. рассказала о жизненном и творческом пути Ботагоз Слямгалиевны: «Более 30 лет она проработала в Алматинском колледже декоративно-прикладного искусства им. О.  Тансыкбаева, воспитав и вдохновив сотни молодых казахстанских художников. Была членом Союза художников СССР с 1988 года. Заслуженный работник образования Республики Казахстан, участник многих республиканских и международных выставок. Родилась в селе Песчаное Качирского района Павлодарской области. Окончила Алма-Атинское художественное училище им. Н.В. Гоголя, Московский государственный академический художественный институт им. В. И. Сурикова. Чтила своих учителей, написала серию их портретов «Мой учитель».  Среди них «Портрет Дуйсенбаева Кенжебая Дуйсенбаевича» (2020 г.), «Портрет Николая Рериха» (2018 г.), «Портрет С.Н. Рериха» (2020 г.). Все эти работы отличает глубокая проникновенность, искреннее и сердечное отношение автора к изображаемым деятелям культуры».

Были продемонстрированы фото персональной выставки Ботагоз Нурпеисовой, которая состоялась в Государственном музее искусств РК имени Абылхана Кастеева в апреле 2022 года.  

Лаура Мухтаровна продолжила: «А осенью 5 октября мы ее потеряли. Своим духовным учителем она считала Николая Рериха – великого художника и мыслителя. Творчество Ботагоз Нурпеисовой – это настоящий гимн красоте, жизни и светлому будущему».

На встрече присутствовала родственница Ботагоз Слямгалиевны – Кульжазира Жумадильевна Мукажанова, искусствовед, много лет являющаяся сотрудником ГМИ РК им. А. Кастеева, Заслуженный деятель РК, Президент Национальной секции AICA - международной ассоциации художественных критиков при ЮНЕСКО.  Она отметила: «Алма-Атинское художественное училище им. Н.В. Гоголя (сейчас Алматинский колледж декоративно-прикладного искусства им. О. Тансыкбаева), стал для Ботагоз родным домом. Большая благодарность коллегам-преподавателям, руководству, студентам за то, что мы сегодня вспоминаем ее. С детства у Ботагоз была мечта стать художником, и она шла к своей мечте целенаправленно. Она родилась в многодетной дружной семье. Немаловажно, что ее родители, простые труженики села, всегда поддерживали свою старшую дочь. После окончания школы она приехала в Алматы и поступила в художественное училище. Для нее было большим счастьем учиться в мастерской Кенжебая Дуйсенбаева. К нему, как к личности и к его творчеству, она относилась с глубоким уважением. Следующим важным этапом её жизни была учеба в Художественном институте им. Сурикова, окончив который она вернулась в родное училище в качестве преподавателя, где и проработала более 30 лет.  

С самого начала в ее творчестве присутствовали две основные темы – обращение к наследию Николая Рериха и бесхитростные сцены народной жизни. Становление Ботагоз как художника проходило под увлечением избранного ею кумира – Николая Рериха. Поездка в Индию, в Гималаи, обогатила ее живопись новой гаммой, новыми красками и ощущениями.

Также у Ботагоз была потребность выразить свое единство с жизненным укладом родного аула и осознание духовного родства с его мироощущением и философией. Она словно стремилась передать «запах» родного дома. Жизнь людей проста и естественна, в основе которой глубокая философия народной мудрости.

Мы увидели эти работы на персональной выставке в 2022 году в ГМИ РК им. А. Кастеева. Это была большая, цельная, хорошая выставка, в которой она представила весь свой художественный мир, который ее вдохновлял и вел ее по жизни.

Ботагоз Слямгалиевна была эмоциональным человеком, умела искренне восторгаться. Огромная благодарность сохранилась у нее к художественному училищу и к институту в Москве, к своим педагогам и коллегам. Своим творчеством она оставила собственный, индивидуальный след в искусстве Республики Казахстан».

Затем Кульжазира Жумадильевна отметила особую роль Алма-Атинского художественного училища имени Гоголя в становлении и развитии изобразительного искусства Казахстана, воспитавшего не одно поколение известных художников. «И сегодняшним студентам надо помнить об этом» - заключила она.

Далее выступила Баженова Наталия Александровна, искусствовед, руководитель отдела декоративно-прикладного искусства ГМИ РК им. А. Кастеева, заместитель руководителя Культурного Центра им. Н.К. Рериха: «С Ботагоз Слямгалиевной мы знакомы с 1999 года. В тот  год мне было суждено поступить в АКДПИ им. О. Тансыкбаева. С тех пор она стала для меня очень близким человеком, учителем, сестрой и подругой. Ботагоз широкой души человек, ей присуща душевная теплота, чуткость, щедрость и искренность, в то же время твердость характера, что помогало ей преодолевать нелегкие задачи, которые перед ней ставила жизнь, достигать своих целей».

Были продемонстрированы фото работ Ботагоз Слягалиевны, написанные ею в Индии, в долине Кулу, где  всемирно известный художник и культурный деятель Николай Константинович Рерих  основал в 1928 году Институт гималайских исследований «Урусвати» на материалах Центрально-Азиатской экспедиции (1923 – 1928 гг.). Здесь семья Рерихов прожила более 20 лет, ведя активную научную, культурную и общественную деятельность.  

Затем Наталия Александровна продолжила: «Творчество Николая Константиновича Рериха Ботагоз Слямгалиевна полюбила еще в детстве, увидев в журнале «Огонек» репродукцию его картины «Канченджанга». Горная вершина  восхитила ее красотой и величием. По свидетельству самой Ботагоз, именно с того момента в ее душе утвердилось желание стать художницей. К своей мечте она шла преодолевая многие трудности. Став уже зрелым художником Ботагоз несколько своих персональных выставок посвятила Н.К. Рериху.

Также близки ей были и произведения Святослава Николаевича Рериха. Она написала портреты отца и сына, подаривших миру жизнеутверждающую красоту своих произведений и высокие идеи культурного строительства. Не случайно и то, что по истечению многих лет, та самая «Канченджанга» уже воочую предстала перед взором Ботагоз Нурпеисовой.

Ее опыт, прекрасное образование, многолетний стаж работы позволили разработать и внедрить в учебный процесс авторскую методику преподавания.  Учащиеся под ее руководством, создавали не просто миниатюрные росписи, украшающие декоративные панно, предметы мебели и интерьера - ведущей составляющей в них было живописное начало, монументальность, целостность видения общей композиции. Большое внимание Ботагоз Нурпеисова уделяла тематике работ, их идейно-смысловой составляющей, старалась привить своим студентам нравственные ценности, открыть красоту и глубину мира искусства. Была неравнодушна к их личным судьбам и помогала в меру своих сил и возможностей.

Ботагоз Слямгалиевна всегда с благодарностью вспоминала своих учителей. Помнила каждого по имени и отчеству с самой школы. Помним и благодарим ее и мы».  


Участники встречи памяти Б.С. Нурпеисовой


Касымбекова Айнура Мырзагалымовна, преподаватель истории в  АКДПИ им. О. Тансыкбаева, начала своё выступление с цитаты французской писательницы Жорж Санд: «Тщательно охраняйте внутри себя это сокровище - доброту. Умейте дарить её без колебаний, терять без сожаления, приобретать без скупости».

И далее продолжила, вспоминая: «Уже 44 года как я проработала в колледже. В 1988 г. Ботагоз Слямгалиевна вступила в Союз художников СССР и в этот же год устроилась работать в наш колледж, тогда это было Алматинское художественное училище имени Николая Гоголя. Мы с ней в тот год одновременно пришли в колледж. Она написала много картин и, будучи очень добрым человеком, дарила их. А ведь не каждый художник так запросто может расставаться со своими работами. Вот три подаренные картины из моей личной коллекции. Я решила две из трех работ, от имени Ботагоз Слямгалиевны, передать нашему колледжу, пусть сохранятся в фондах и останутся памятью о ней. Выберу себе ту, что мне теплее и ближе, хотя это не просто.

У Ботагоз Слямгалиевны прекрасные темы ее произведений. Здесь много было сказано о Николае Рерихе и его влиянии на творчество Ботагоз, конечно, это чувствуется, но также у нее немало работ с женской тематикой, сюжетов, посвященных Матери. Ботагоз родилась старшей из дочерей в многодетной семье. Старше нее был ее брат. Она сама воспитала трех сыновей и все они стали художниками, хорошие и талантливые ребята. Словно передался им ее талант.

Хочу обратиться к вам, нашим дорогим студентам - любите искусство, учитесь у ваших учителей мастерству. Сейчас у вас как раз такое время, когда вы можете приобретать и накапливать знания, обогащаться ими. Цените и уважайте своих учителей. Желаю вам всем творческих успехов!».

И ещё одна цитата: «Проявляя доброту, человек может оказать кому-нибудь помощь, позаботиться о ком-либо. Он должен быть добрым вопреки испытаниям судьбы. Своей добротой он делает мир лучше, а жизнь некоторых людей более яркой. Человек становится счастливее, когда делает добрые дела». Мне, кажется, что это о нашей Ботагоз Слямгалиевне. 

Табиева Саида Бахтияровна, преподаватель специальных дисциплин по рисунку и живописи АКДПИ им. О. Тансыкбаева, Отличник культуры РК, член Союза художников РК сказала следующее: «Я благодарна Лауре Мухтаровне за данное мероприятие, посвящённое её педагогу - Нурпеисовой Ботагоз Сламгалиевне. Дай Бог всем таких учеников, преданных своим учителям и достойно продолжающих их дело. Когда в 1995 г. я пришла работать в наш колледж, вернувшись в те стены, где получила свое первое профессиональное образование, Ботагоз стала моим близким другом. Ботагоз была не просто художником и учителем, это был очень глубокий человек. А  глубина личности измеряется тем, что человек ищет ответы на вопросы, истину нашей жизни, духовные пути. Вся ее жизнь была пропитана этим. Это оказало большое влияние на нас всех. Ботагоз познакомила меня с трудами Елены Петровны Блаватской, Рерихов, приносила для чтения  редкие издания, помогая постигать философию жизни, что определённо нас развивало, расширяло наш кругозор. Это не говорит о том, что каждый должен  увлечься именно этим, это путь поиска, путь развития, который  делает личность богаче, осознанней. Я очень благодарна Ботагоз за то, что она вела нас путем духовного поиска и оставила светлую память о себе в наших душах.

Важный факт - именно с начала деятельности Ботагоз в колледже, начинается новое направление в специфике отделения «Художественная роспись» - начало целой школы с внесением казахского этнического направления. Со временем это будет оценено так же, как мы ценим школу Дуйсенбаева К.Д. в живописи, зародившуюся в стенах нашего колледжа и  оказавшего влияние на живопись Казахстана в целом. 

Что можно сказать про этапы развития специализации «художественная роспись». Ботагоз внесла огромный вклад в это направление и с нее начинается новая школа. Мой супруг изначально учился на данном отделении, далее изучал ювелирное искусство, поэтому я знакома со спицификой росписи прошлых времен, где в основном изучали непосредственно  техники исполнения,  копировали произведения российской школы. Нурпеисова Ботагоз получила мощное образование в институте имени Сурикова, когда нибудь вы - наши учащиеся, поймете насколько это высокая ступень и далеко не каждый может поступить и отучиться в Московском ВУЗе. Ботагоз помогли полученные там знания, опыт, когда она выбрала  художественную роспись предметом для педагогической деятельности. Будучи художником станковой живописи она, тем не менее, расширила методику преподавания предмета, ввела наш этнический казахский колорит, получился некий синтез плоскостной декоративности и живописной наполненности.  Истоки сложных композиций по росписи исходят от Ботагоз Нурпеисовой, внесшей огромный вклад в становление данного отделения. 

Необходима публикация ряда статей, в которых должен быть зафиксирован вклад Нурпеисовой в историю колледжа, начало  появления тех красивых предметов искусства, которые нас окружают в стенах нашего АКДПИ, в нашем музее.

Как художник хочу сказать о том, как  я влюблена в серию ее произведений, посвященных Родине, где изображён ее аул, ее дом, жизнь простых сельчан, близкая нам всем по духу.  Все её картины прекрасны, абсолютно искренни, безусловно у Ботагоз природный дар.  Картины Ботагоз показывают насколько развито её чувство цвета, она прекрасный колорист.  Часто художники, получив такое профессиональное образование уходят в академизм, демонстрируя свое мастрество и виртуозность. А Ботагоз сумела сохранить в своих произведениях искренность, убедительность, глубину. Ее творчество безусловно останется в истории живописи, со временем будет оценено по достоинству и войдет в лучшие энциклопедии. Когда вы повзрослеете, наши дорогие студенты,  пройдя свой жизненный путь,   научитесь ценить настоящее, вы поймете, что на самом деле это шедевры.

Преклоняюсь перед Ботагоз как перед художником, перед учителем, как перед другом. Хочу отметить ее человеческие качества и очень благодарна ей за поддержку в сложных жизненных ситуациях. Она никогда не была в стороне и сама, пройдя тяжелые испытания, всегда вставала на защиту друзей и коллег. Благодатный Дух Ботагоз  всегда будет с нами. 

Спасибо Лауре за эту встречу, за тёплые воспоминания».

 Жумахметова Зура Жумахметовна, директор АКДПИ им. О. Тансыкбаева, почетный работник образования Республики Казахстан отметила следующее: «Познакомилась с Ботагоз Нурпеисовой, когда работала в колледже КазНАИ им. Т. Жургенова и мы вместе писали типовые учебные программы. Это те программы по которым мы сейчас с вами работаем. Мы совместно их создавали и там её труд.  В качестве директора уже этого колледжа провела анализ кадрового состава и оказалось, что  95 процентов педагогов - это наши выпускники, в том числе и Ботагоз Слямгалиевна, и я была этому рада. Желаем всем студентам творческих успехов, цените свое время, вкладывайте знания в свое будущее. Желаю всем мира, здоровья, процветания. Будем помнить наших учителей и показывать достойный пример нашим ученикам». 

Ускенбай Малик Ауезханович,  председатель цикла рисунка, живописи и композиций АКДПИ им. О. Тансыкбаева, член Союза художников РК, Отличник культуры РК,  обладатель золотой медали им. Ә.Қастеева, нагрудного  знака  Ы.Алтынсарина рассказал: «С Ботагоз Слямгалиевной я знаком со студенческих лет. Она была богатой души человек, с ней можно было поговорить на разные темы. Ее творчество очень интересное, она увлекалась Николаем Рерихом, много о нем рассказывала и это, конечно, отразилось на ее творчестве. В ее картинах чувствуется сильная школа Суриковского института. В её работах богатая цветовая палитра, твердость руки, уверенность.  Когда была первая персональная выставка в Центральном Государственном музее РК, при поддержке индийского посольства, мне понравились картины, посвященные ее родному аулу, сильные этюды. Я был на трех ее персональных выставках, наблюдал ее профессиональный рост как художника. К сожалению, последнюю выставку мне не удалось увидеть. В ее работах чувствуется рериховская стилистика и, думаю, ей это дало возможность развиваться в творчестве. Конечно, она рано ушла, могла бы больше написать произведений и мне кажется, что это были бы работы, посвященные ее малой  Родине.

В колледже она реализовала себя как педагог и как художник.  Как говорил Кенжебай Дуйсенбаевич, здесь должны работать действующие художники, только тогда у педагога будет авторитет среди студентов. Если преподаватель не работает творчески, у него слова не будут соответствовать практике. Поэтому в этом отношении Ботагоз была хорошим состоявшимся педагогом. Она и творчески хорошо работала и в педагогической деятельности была активна. Как Зура Жумахметовна сказала, в 2005 году мы вместе, я по скульптуре, Ботагоз Слямгалиевна по росписи, составляли типовые планы, разрабатывали стандарты.

Она была жизнерадостной, эмоциональной. Много было интересных моментов, много можно вспоминать. Кумар - старший сын Ботагоз, тоже закончил мастерскую  Кенжебая Дуйсенбаевича. Хочу, чтобы в дальнейшем ее сыновья достигли того, что не успела достигнуть Ботагоз. Земля пусть будет ей пухом. Мы, конечно, будем ее вспоминать. Среди нас она была родная душа, мы друг друга понимали. Спасибо Лауре Мухтаровне, что организовала эту встречу». 

Сатпаева Лаура Мухтаровна зачитала письмо Мулдагалиевой Аллы Амировны, ветерана преподавательского корпуса АКДПИ им. Тансыкбаева, по состоянию здоровья не сумевшей принять участие в Дне памяти. Она написала: «Уважаемые участники сегодняшнего мероприятия посвященного памяти Ботагоз Нурпеисовой. «Память светла», - писал А.С. Пушкин. Талант и дар, дар и талант.  Этими двумя словами мы говорим о нашей коллеге, учителе, основателе творческой династии Б.С. Нурпеисовой. Дело ее живёт в декоративно-прикладном искусстве, в дипломных работах студентов специализации  «Художественная роспись». Внешне красивая, с богатым внутренним миром, общительная, она оставила большой след в истории нашего колледжа. Мы помним и всегда будем помнить наставления этого светлого человека с большой буквы». 

Дуйсенбаева Камар Кенжебаевна, преподаватель специальных дисциплин, категория эксперт, член Союза художников ЮНЕСКО,  «Мәдениет саласының үздігі» сказала следующее: «Сила изобразительного искусства в том, что созерцая картину мы понимаем её автора. Все творчество  Ботагоз Слямгалиевны хорошо ее характеризует, в нем много чувств, лирики, эмоций. Но я хочу рассказать вам, как я впервые с ней встретилась. В то время наш колледж отправлял студентов на сбор табака. Пять дней работали, пять, дней у них был пленэр. Я тогда училась в восьмом классе. Вы знаете, что Ботагоз Слямгалиевна училась у моего отца Дуйсенбаева Кенжебая Дуйсенбаевича, и как только мы туда приехали, папа вручил меня Ботагоз Слямгалиевне. Почему именно ей? Потому, что папа очень ей доверял. И она все это время была как моя старшая сестра. Я была ее подопечной, она обо мне заботилась, в принципе я была уже самостоятельной, но то что рядом надежный человек, мне было спокойней и я чувствовала в ней родственную душу. Она мне очень была симпатична, потому, что напоминала мне кубинку – высокая, смуглая, с красивой улыбкой, ямочками на щеках, и такие большие кольца она носила в ушах. Вот это соответствие внутреннего и внешнего хорошо читается в ее работах, там вся она, слышу ее голос, вижу ее улыбку. В моей жизни был тревожный период, она мне очень хорошо помогла морально. Она была открыта сердцем, если кто-то подходил и просил помощи - всегда была готова помочь, поддержать. Это характеризует ее как человека душевного, очень глубокого. Я надеюсь, что у ее детей тоже будет достойный путь и о них тоже будут добрым словом вспоминать. Пусть она спокойно смотрит на своих детей сверху, будет довольна их делами. И мы будем помнить Ботагоз Слямгалиевну».  

В заключение Сатпаева Л.М. поблагодарила всех присутствующих, пришедших на встречу памяти Нурпеисовой Ботагоз Слямгалиевны, за добрые слова, за воспоминания о ней. «Много лет мы работали с ней рука об руку, я восхищалась ее произведениями, ее знаниями. Благодарна ей за труд, за помощь, за советы в дипломных проектах моих студентов. Она человек достойный уважения и мы будем её помнить».



Также на эту тему:

Памяти Ботагоз Нурпеисовой (встреча в АКДПИ имени О. Тансыкбаева 26 апреля 2024 г.)

Воспоминания Алии Слямгалиевны Нурпеисовой о сестре Ботагоз

Вечер памяти Ботагоз Нурпеисовой в г. Павлодаре. 17 июня 2023 г.

"Истоки Красоты". Выставка Ботагоз Нурпеисовой (к 30-летию установления дипломатических и культурных отношений между Казахстаном и Индией)

Ботагоз Нурпеисова. Путями Духа

Ботагоз Нурпеисова. Живущая под радугой 

Ботагоз Нурпеисова. Моя Родина (серия картин)

"Ступени", выставка Ботагоз Нурпеисовой, посвященная 140-летию со дня рождения Н.К. Рериха 


 Главная   >   Культура Казахстана   >   Искусство и народное творчество     Опубликовано: 17.05.2024