С.Н. Рерих Врата в высшую жизнь

 

 С.Н. Рерих

 «Урусвати» -

Институт Гималайских

исследований

при Музее Рериха, Индия 

Опубликовано:

Святослав Рерих. Врата в высшую жизнь. Сборник статей. 
Международный Центр Рерихов. Мастер-Банк. Москва, 2009.  С. 91-97. 

 

Cо времени своего основания в 1928 г. госпожой Еленой Рерих и профессором Николаем Рерихом Институт Гималайских исследований «Урусвати», помимо археологических, филологических, этнологических, ботанических и других изысканий, занимался особым научным направлением - изучением местных медицинских традиций, бытующих в Тибете, а также в прилежащих Гималаях.

Директор этого Института, д-р Джордж Рерих, в сотрудничестве c тибетскими ламами и мною, приложил все свои усилия к тому, чтобы собрать как можно более полную коллекцию лекарственных растений и сведений по тибетской Materia Medica и, благодаря своим обширным познаниям в тибетском, санскрите, монгольском и других восточных языках, идентифицировать многие вещества, в отношении которых до сих пор идентификация еще не проводилась.

С самого начала мы столкнулись с многочисленными трудностями, которые приходилось терпеливо преодолевать, ибо по местным условиям часто приходилось подолгу ждать, чтобы приобрести некоторые лекарственные растения в достаточном количестве. Довольно часто эти вещества продавались в состоянии, непригодном для идентификации, как сильно измельченные и перемешанные с дру­гими ингредиентами корни. И снова приходилось терпеливо ждать до следующего сезона, когда можно было бы попытаться раздобыть необходимые вещества лучшего качества. Ведь тибетские лекарства приходится покупать у караванных или случайных торговцев, ибо очень немногие из них можно достать на местных базарах, а каких- либо централизованных складов, где бы они продавались круглый год, не существует. С высокогорных тибетских плато караваны приходят раз в год, и если что-то не ясно или чего-то не хватает, то разрешить эту проблему можно только в следующем сезоне, когда возвращающиеся торговцы, может быть, опять привезут эти веще­ства. И поскольку многие из этих последних являются редкостью, то часто местные ламы-лекари от них совсем отказываются, вводя заменители, которые, по их мнению, близки к исходному рецепту.

Составленный д-ром Джорджем Рерихом Большой Тибетский словарь, включающий множество медицинских терминов, поможет ученым в этой довольно новой и неизведанной области. Я говорю  «новой», так как пока еще тибетских медицинских текстов переве­дено очень мало. Доктор Бадмаев перевел на русский язык «rGyud-bzhi» [«Чжуд-ши»], а профессор Позднеев [издал «Учебник тибетской медицины»]. Однако в отношении многочисленных книг по Materica Medica было сделано мало. Профессор Позднеев собрал и иденти­фицировал около 400-500 лекарственных веществ, но в Тибете их используется гораздо больше. Кроме «Чжуд-ши» у лам имеются около сорока других медицинских трактатов и многочисленные рукописи, но их очень трудно заполучить. Доктор Бадмаев упоминает более 1200 веществ, употребляемых в Materia Medica, но отдельные ламы или лекари могут добавить к этому списку много больше.

Известно, что доктор Бадмаев, практикуя в России, был весьма успешен в лечении рака и других так называемых неизлечимых болезней. С тех пор нам довелось узнать о многих исцелениях, совершенных местными врачевателями в случаях, которые обыкно­венно считаются безнадежными.

Несомненно, что медицинские знания пришли в Тибет из Индии - из Кашмира, но здесь они расширились за счет китайских медицин­ских знаний, а также местных традиций - в том виде, в каком они практиковались коренными тибетцами. Например, мы обнаружили, что по сравнению с индийской фармакопеей они используют гораздо больше веществ животного происхождения. Сама система тоже претерпела изменения, что вполне естественно, ибо Тибет живет в условиях, совершенно отличных от тех, которые существуют в Индии или где-либо еще.

И если учесть, что местные жители не имеют никаких других средств обеспечить себя минеральными веществами, кроме как из природных источников, то употребление многих на первый взгляд диковинных веществ уже не кажется странным.


 Здание Института УрусватиЗдание Института Урусвати

Слева: Здание Института Гималайских исследований "Урусвати" Наггар, Кулу. Фото 1931 г.
Справа: Административный корпус и здание биохимической лаборатории Института Гималайских исследований "Урусвати." Фото 1933-1934 гг.

Хотя в настоящее время и трудно сказать, когда будет завер­шена полная идентификация средств, входящих в Materia Medica, за последние несколько лет Институт Гималайских исследований «Урусвати» сделал все возможное для выявления обширных знаний, накопленных тибетской медициной, чтобы они могли послужить на благо всего человечества. Некоторые из препаратов уже проходят испытания, другие пройдут проверку, как только все их ингреди­енты будут идентифицированы соответствующим образом. Очень часто вводят в заблуждение используемые тибетским лекарем опи­сательные термины, такие как «коготь вороны» или «коготь матара», которые на самом деле являются растениями, или, например, название, которое могло быть истолковано как «мышьяковая руда», но в действительности это стручок дерева, произрастающего в Индии. Я заметил, что те же самые трудности испытывал профессор Позднеев со своими коллегами, которым пришлось потратить годы на то, чтобы идентифицировать некоторые из веществ соответству­ющим образом.

Вследствие большой сложности тибетских составов, которые иногда содержат тридцать шесть и более ингредиентов, приготов­ление их в достаточном количестве сопряжено с большими трудно­стями, ибо некоторые из этих ингредиентов, как было упомянуто выше, невозможно добыть в местных условиях и потому приходится специально привозить с Тибетского плато.

С рядом лекарственных растений проводились опыты с целью сделать их пригодными для экспериментирования в более широ­ких масштабах. Это были преимущественно альпийские растения, а опыт заключался в том, чтобы выяснить, возможно ли выращи­вать их на более низких высотах без потери их свойств.

Кроме сведений о тибетской медицине Институт собрал данные по местным гималайским лекарственным средствам и фармакопее. Интересно отметить, что в районе Кулу практически не встречается рака. Количество случаев, зарегистрированных местной больницей, столь незначительно, что по отношению к общей численности насе­ления оно составляет примерно одну пятисотую процента.

Также в Тибете и в прилежащих горных областях, таких как Лахул, Спити и т.д., черезвычайно мало раковых заболеваний, хотя, как указывалось ранее, эта болезнь была известна и описана в тибетских медицинских трудах.

Исходя из этих наблюдений, вполне естественно предположить, что, не считая диеты, определенную роль в противодействии этой болезни играет высота, а также вода в этих местностях. Имеются зарегистрированные случаи, которые подтверждают это предполо­жение. Приведу один показательный и интересный случай, попавший в поле нашего зрения. Однажды пришел к нам за советом житель равнинной Индии (к югу от Гималаев), чья жена была больна, и при описании ее болезни сообщил подробности, которые, помимо прочих осложнений, указывали на возможный рак груди. Мы велели ему показать жену европейскому врачу для установления диагноза и попросили прислать нам письменное врачебное заключение. Доктор написал, что у пациентки, страдающей раком левой груди, он нашел еще и застарелую малярию. Так как ее муж жил в Кулу, мы предло­жили, чтобы он привез сюда свою жену, поскольку часто перемена условий имеет благотворное воздействие. Прежде чем переехать, она обратилась к местному врачу-индусу, который некоторое время лечил ее, но без видимой пользы. Этот доктор сказал, что перемена может пойти ей во благо, и в конце концов муж привез ее в Кулу. Живя здесь, она продолжала выполнять предписания упомянутого местного врача и за три месяца полностью выздоровела. В этой связи интересно отметить, что местный доктор, назначая ей курс лечения, считал, что этот переезд, а также местная вода, должен усилить действие его предписаний. С тех пор прошло уже два года, но болезнь ее не рецидивировала.

Говоря об эффективности местной медицины, следует помнить, что самые ценные сведения находятся в руках так называемых йогов, или святых людей. Но так как их знание относится к тради­ции, то им очень трудно овладеть. Люди, которые действительно обладают какими-то секретами, никогда не будут их продавать и откроют их лишь в исключительно редких случаях.

Я вспоминаю один случай, когда маленький мальчик, живший в деревне, имел какую-то болезнь роговицы глаза, в результате чего потерял зрение. Йог, который однажды случайно проходил мимо, дал родителям этого мальчика рецепт и сказал, что уверен в выздо­ровлении ребенка, так как этот недуг длится менее семи лет. Все произошло в точности, как предсказал йог, - в скором времени маль­чик полностью излечился. Нам посчастливилось заполучить этот рецепт, который указывает на знание о химическом взаимодействии определенных веществ; что же касается изрядной фантастичности некоторых его ингредиентов, то, как уже было сказано, следует пом­нить, что местные жители не имеют никаких других возможностей добыть такие химические препараты в другой форме. В одном запи­санном рецепте среди прочих диковинных ингредиентов был упо­мянут зуб осла, что поначалу может показаться довольно странным, но где еще могли жители этой уединенной местности найти лучший источник фосфата кальция?

Таким образом, многие кажущиеся суеверия легко могут быть объяснены, если мы готовы принять их без предвзятости, помня притом, что некоторые из этих рецептов являются результатом многовековых экспериментов и наблюдений. Возьмем, к примеру, широко известные китайские, а также тибетские средства, приго­товленные из неокостеневших рогов самцов оленей. Эти громадные рога вырастают за короткий период от 50 до 60 дней, и рост их тесно связан с брачным сезоном в жизни животного. Удивительно быть свидетелем столь интенсивного жизненного процесса и можно не сомневаться, что препарат, приготовленный на основе этой сек­реторной деятельности, должен составить мощнейшее средство, которое, я уверен, скоро будет признано современной медициной, особенно когда будут найдены более совершенные, современные методы обработки этих рогов.

Невозможно всего лишь на двух страницах дать полную картину работы, которая проводится в «Урусвати».

В описанном здесь направлении наших исследований мы попы­тались выявить некоторые из еще неизвестных сведений, содержа­щихся в традиционной медицине, чтобы они могли войти составной частью в сокровищницу мировой науки.

Гималаи

Январь 1935 г. 

Также на эту тему: 

С.Н. Рерих.  Форпост Музея Рериха собирает ценные лекарственные растения

Ю.Н. Рерих "Вершина современной науки"

Елена Ивановна Рерих об Институте Гималайских исследований "Урусвати" (фрагмент письма)

Беликов П.Ф., Шапошникова Л.В.  Институт "Урусвати"

Гималайский институт научных исследований «Урусвати»