Краткий обзор материалов международной научно - общественной конференции

«130 лет со дня рождения  Елены Ивановны Рерих»

 в Международном Центре Рерихов (Москва)

8 – 11 октября 2009 г.

Ежегодные научно-общественные конференции в Международном Центре Рерихов, посвященные изучению творческого наследия семьи Рерихов, проводятся  уже почти два десятилетия. Но впервые конференция была полностью посвящена Елене Ивановне Рерих, изучению её многогранного творческого наследия, осмыслению её личности, её роли в формировании эволюционных путей развития человечества.

 Конференции предшествовало открытие юбилейной выставки документов, личных вещей, рисунков и фотографий Е.И.Рерих из фондов музея. Выставка была названа «Жить на земле, касаясь неба».

Также работе конференции предшествовали: работа творческой мастерской молодых ученых и презентация недавно изданного 9-го тома «Писем Е.И.Рерих», в который вошли её письма 1912-1955 г.г. Планируется издание 10-го тома со справочно–тематическим материалом всех девяти томов.

Открытие конференции прошло торжественно. В президиуме – заслуженный деятель культуры России, академик, генеральный директор   МЦР Л.В.Шапошникова, представители правительства РФ и иностранных посольств,  почетные гости, в том числе Анатолий Карпов, чемпион мира по шахматам, являющийся членом попечительского Совета МЦР.

Конференцию приветствовали:

·                заместитель президента РФ Локтев;

·               от комитета по культуре Совета Федерации - Дзасохов;

·               первый заместитель Государственной Думы РФ - Морозов;

·               помощник председателя Думы по культуре Секачева зачитала правительственную телеграмму в адрес конференции;

·               директор индийского культурного Центра в Москве;

·               заместитель директора Школы изящных искусств «Амити» от имени народа Индии высказала слова почтения и уважения госпоже Шапошниковой и передала в дар музею некоторые документы – биографию Н.К.Рериха на монгольском языке, оригиналы писем профессора Ю.Н.Рериха профессору Локеш Чандра, статьи на хинди современных индийских ученых на темы Агни Йоги Елены Рерих и некоторые другие;

·               Воропаева В.А., профессор Киргизско-Российского Университета (Бишкек) сообщила, что в Киргизии выпущен учебник, в котором есть ссылки на «Историю Средней Азии» Ю.Н.Рериха и продвигается концепция космического мышления по статьям Л.В.Шапошниковой;

·               советник Российской Академии естественных наук Чирятьев в своем приветственном слове сообщил, что в Индии открыт филиал Российской Академии естественных наук, одной из задач которого является возрождение научной деятельности института Гималайских исследований «Урусвати», президентом-основателем которого была Е.И.Рерих;

·               прозвучала правительственная телеграмма от комитета по науке и емким технологиям Гос.Думы РФ;

·               была зачитана приветственная телеграмма от Думы г. Риги, которая начала свою работу в новом составе под Знаменем Мира;

·               прозвучало приветствие в адрес конференции от Софийского Университета, Болгария;

·               и др. приветствия.

На конференции выступили с докладами ученые и общественные деятели из Москвы, Санкт-Петербурга, ряда других городов России, Болгарии, Италии, Индии, Австрии, Казахстана, Киргизии, Украины, Латвии, Литвы, Эстонии, Осетии. Особенно следует отметить весьма представительную делегацию из Индии - выступало несколько докладчиков.

Перед нами вставал земной облик Елены Ивановны – образованнейшей женщины своего времени, которая прекрасно знала древнюю и современную философию, искусство, свободно ориентировалась в научных проблемах и общественной жизни, была прекрасным организатором. И постепенно приоткрывался её духовный облик, облик Космического Иерарха, незримо для многих прошедшего свой земной путь и оставившего нам неисчерпаемое культурное и духовное богатство. 

Учение Живой Этики

В.В.Фролов,  доктор философских наук, ответственный секретарь МЦР «Философия Ж.ивой Этики как методология научного осмысления творческого наследия семьи Рерихов».

·             Наше поколение не может даже частично осмыслить деятельность Е.И.Рерих.

·             Философия Живой Этики – новое Космическое мышление, целостная универсальная система, многогранная по своему содержанию и функциям -  формирует мировоззрение, этику повседневной жизни и является методологией научных исследований, основой новой теории познания.

·             Все наследие великой семьи Рерихов – научные открытии, философские идеи, художественные произведения, культурно-общественные проекты, опыт по защите культурных ценностей – все это основано на позициях Космического миропонимания.

·             Поэтому, деятельность семьи Рерихов, изучение их наследия возможно только с позиций методологии философии Космической реальности.

·             Все остальные пути будут ложными, вредными и тупиковыми. 

А.В.Иванова,  доктор философских наук в докладе «Рациональное и иррациональное в науке и религии»:

·             Обращение к синтетическим идеям Живой Этики позволяет четко отделить науку от антинауки, религию от антирелигии и наметить пути синтеза научного и религиозного знания. 

Е.И.Рерих и наука будущего

Этой теме было посвящено несколько докладов.

Советник РАЕН  Чирятьев М.Нв своем докладе «Мысли Е.И.Рерих о науке будущего» так определил роль Е.И. в формировании путей развития будущей науки:

·               Е.И. обосновала и сформулировала принципы нового познания.

·                Открыла человечеству космические пути  эволюции одухотворенной материи.

·                Подготовила приход нового, более совершенного вида человечества, владеющего космическим сознанием.

·               Собственный огненный опыт Е.И. стал подтверждением неисчерпаемых возможностей человека.

·                Она была первооткрывателем и исследователем новых высоких состояний материи, космических лучей, заложила основы новой одухотворенной науки.

·               Институтом Гималайских исследований «Урусвати» под руководством Е.И.Рерих была фактически  разработана программа направлений научных исследований человечества на ближайшую эпоху. 

Гиндилис М.Л.,  действительный член Российской академии космонавтики им. Циолковского:

·                    Космологические записи Е.И.Рерих являются основой науки будущего и являются программой будущих научных изысканий. 

Эдуард Марон,  доктор медицинских наук, сотрудник Тартуского Университета (Эстония):

·                    В трудах Е.И.Рерих – неоценимые знания и практические указания для нового понимания психофизиологии человека. Подтверждения тому – современные достижения в области нейрофизиологии и нейрохимии.

·                    Огненный опыт Е.И.Рерих ясно указал на тождество психофизиологии человека и духовной Иерархии Космоса.

·                    Е.И.заслуживает восхищения и признательности своей высочайшей степенью самоотверженности, стойкости, самообладания, кристальной чистоты, осознания величия задач и исключительной личной психофизиологической подготовленности, без которых эксперимент не мог осуществиться. 

Е.И.Рерих - философ

Доктор философии, директор Международной академии индийской культуры (ИндияЛокеш Чандра:

·             Е.И. в своих работах передает нам целостное представление о человеке в мире, продолжая традиции мыслителей эпохи Постренесанса, которые представляли эзотерическую традицию, как плодородную почву для зарождения новых научных гипотез.

Лавренова О.А., кандидат географических наук, сотрудник Российского института культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачева, сотрудник журнала «Культура и время» МЦР, «Знание есть неотъемлемое право человека» Записи Е.И.Рерих о науке (1940 г.г.). По материалам отдела рукописей МЦР»:

·             Наука быстро подходит к области сокровенного знания.

·             Ж.ивая Этика – подарок ученым будущего.

·             Все будущие открытия будут совершены учеными, дух которых обладает синтезом.

·             Е.И.Рерих в полной мере владела методом метанаучного познания.

·             Лученосная мудрость мышления Е.И. проявлялась в письмах, беседах и в книгах Учения Живой Этики.

·             Ей была поручена особая миссия – принести человечеству весть о знании будущего, которое пронизывает все сущее, открывая взаимосвязи на первый взгляд несовместимых понятий.

·             Е.И. разработаны темы: роль знаний в жизни человека; эволюция науки как эволюция самого человека; наука как неотъемлемая составляющая культуры, наука - ступень космического сознания, наука будущего, образ ученого будущего, зарождение новой способности человека – одухотворенного интеллекта и ряд других. 

Профессор Прамила Шарма (Индия) «Некоторые аспекты Учения Елены Рерих»:

·             Знание и Красота  - краеугольные камни эволюции;

·             Соединила мудрость Востока и Запада;

·             Из Её трудов можно понять, в какой степени близости она находилась к Великому Учителю;

·             Созданная при Её участии Живая Этика не содержит в себе религиозной практики, она приводит дух к непосредственному осознанию Высшего, основываясь на любви, красоте и действии.

А.Д.Леоновскульптор, аспирант Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры (Украина) «Е.И.Рерих – вдохновительница творчества в Новой Эпохе»:

·             Философское наследие Е.И.Рерих является морально-этической основой творчества Новой Эпохи, которое проявится в науке, искусстве, философии, педагогике. 

Соколова Б.Ю., аспирант Харьковской государственной академии культуры:

·             О концепции героизма, являющегося не отвлеченностью, не уделом безрассудных, но непреложной основой преображения человека, условием его реального духовного продвижения. 

Пакт Рериха и Знамя Мира

Вкладу Е.И.Рерих в создание и продвижение Пакта Рериха и Знамени Мира был посвящен доклад председателя Болгарского Национального Общества Рерихов Марги Куцаровой:

·             Е.И. вела незаметную, но ответственную работу, в которой была незаменима.

·             Выдающаяся заслуга Е.И. в том, что приоритет культуры получил юридическое закрепление.

·             Именно её усилиями сохранено имя Инициатора в названии Пакта.

·             Благодаря огню Её сердца Общества Рериха и Комитеты Пакта Рериха в Америке и Европе были деятельны  в труднейшие довоенные годы.

·             В этой работе с особой силой и красотой развернулся Её талант общественного деятеля, способного одинаково легко решать возникающие труднейшие организационные вопросы, точно оценивать общественную ситуацию в отдельных странах и тенденции их развития, выявлять лучшие качества в каждом сотруднике, направляя его деятельность;

·             после ухода Н.К.Рериха из жизни Е.И. руководила восстановлением деятельности Комитетов Пакта Рериха и подготовке документов по продвижению Пакта  для Гаагской конвенции. 

Образ Е.И.Рерих

Образ великой русской женщины в категориях философии Востока. Доклад доктора философии Нирмалы Шарма (Индия) «Елена Рерих: ритм жизни и блистательная Шакти».

·             Шакти – всеначальная энергия, освобождающая человека. Елена Рерих была этой мощью, вдохновительницей нашего века, погруженного в пучину материальности. 

Эпистолярное наследие Е.И.Рерих

Эта тема прозвучала в докладе Книжник Т.О., главного редактора публикаторского отдела МЦР. В докладе были сформулированы важнейшие факторы, составляющие ценность обнародованных писем Е.И.Рерих:

·             Письма непосредственно связаны с книгами Учения Ж.Э. и являются хорошей помощью и подспорьем для тех, кто их изучает;

·             Разнообразие и глубина тем и сюжетов, затронутых в эпистолярном наследии таковы, что их хватит на многие поколения ученых, мыслителей и исследователей;

·             Письма являются ценнейшим историческим документом, ибо на их страницах отражена история как самой жизни семьи Рерихов, так и  становление духовно-культурного движения, носящего их имя;

·             Письма помогают глубже осознать значение земного и космического пути Е.И.Рерих, оценить оставленные Ею духовные сокровища, понять грандиозное значение Е.И. как мыслителя, подвижника и одной из ключевых фигур  в судьбе нашей планеты;

·             Освещают жизнь Сотрудницы Космических Иерархов в её истинном величии и воздают ей то уважение, которое Она заслужила. 

Одухотворение образования, о методах и задачах новой педагогики, о проблемах воспитания человека нового сознания – темы, затронутые в ряде докладов. 

Два доклада были посвящены облику Преподобного Сергия Радонежского  в одноименном очерке Е.И.Рерих, в книгах Учения Ж.ивой Этики, в «Криптограммах Востока», в очерке «Три Ключа», в  которых:

·                    Е.И. создала образ духовного Водителя, ведомого высшими силами и личным примером укреплявшего дух народа;

·                    Воссоздала исторический опыт строительства общины;

·                    Сформулировала три основополагающих правила приобщения человека к учению сердца, данному Преподобным Сергием – нестяжательство, самоотверженный труд, постоянная сердечная молитва;

·                    Е.И. одна из тех, благодаря которым образ Преподобного Сергия Радонежского вошел в русскую культуру;

·                     кто осмыслил истинное значение земного и космического пути «инока из Радонежа», оставившего своей стране драгоценное духовное наследие. 

Е.И.Рерих и Гете. Е.И.Рерих и Платон. Ю.К.Балтрушайтис в письмах Е.И.Рерих. Созвучие мировоззренческих принципов. 

Доктор филологических наук А. Аветисян (Ижевск):

Гете занимался исследованием психической энергии, создал «Учение о Свете», некоторые его поэтические произведения описывают огненное преображение высоко духовного человека.

Пантелеева Г.Г., сотрудник Морского гидрофизиологического института (Севастополь):

Космическое мыслетворчество Платона и Е.И.Рерих.

Ю.В.Патлань (Киев), сотрудник музея Ивана Гончара:

Важно ввести в научный оборот высокие оценки Рерихами переводческого и поэтического таланта Балтрушайтиса. 

Музыка в жизни Е.И.Рерих

Доклад Томша Э.А., председателя С.П. отделения МЦР. 

Иконников В.А. (Казахстан, Усть-Каменогорск) в докладе «Город знаний» Рерихов и широты «Золотого сечения» привел расчеты, из которых следует, что Уймонская долина на Алтае и долина Кулу в Индии географически имеют наилучшие условия для работы  научных центров.   

            В докладах рассматривались разные грани жизни и творчества Е.И.Рерих, все они были интересны, различны по глубине рассматриваемой темы, но главным и наиболее значимым было выступление Л.В.Шапошниковой.  Её доклад назывался «Земной творец космической эволюции». 

Л.В.Шапошникова «Земной творец космической эволюции» 

Л.В. дала определение термина «Космическое сознание», которое начинается с признания Земли космическим телом, а самого себя – разумной одухотворенной силой  Космоса, связанной с ним каждой мыслью, каждой клеткой своего тела. Это первая ступень овладения Космическим сознанием.

Развитое Космическое сознание – возможность участвовать в Космическом Творчестве, в тех Космических процессах, которые продвигают эволюцию человечества в Беспредельность Космоса.

Современное состояние эволюции нашей планеты требует развития космического сознания. Это связано с новыми космическими энергиями, новыми импульсами  космического творчества.

Подобные эволюционные движения в истории нашей планеты происходили не однажды. Они сопровождались воплощениями духовных лидеров, новыми учениями. В такие периоды наиболее заметна активизация,  наряду с другими законами космоса, трех следующих законов, свидетельствующих о том, что на Земле без Космического творчества ничего произойти не может. И это естественно – ибо Земля – космическое тело.

Первый Закон – «Высшее ведет в эволюции низшее».

Второй Закон – «В каждом явлении на Земле существует две стороны – земная и надземная».

Третий Закон, закон учительства – «Никакое знание или познание не может  произойти без Учителя».

Космическая эволюция действует и творит через  человека. Этот человек, будучи высоким духом, воплощается на Земле. Он на ней физически рождается. Мы знаем таких людей с древнейших времен. Таким человеком была и Е.И.Рерих.

Три основные особенности её воплощения.

1. Выбор именно Елены Ивановны  для особой эволюционной миссии.

На Земле большое количество воплощений, но индивидуальностей, пришедших с эволюционной миссией – единицы. Их отбор сложен и ответственен, и начинается он в иных сферах Бытия, из которых этот высокий дух идет на Землю путем собственной инволюции.

2. Проблема «оземления».

 Плотная материя Земли имеет свои особенности, которые крайне затрудняют существование высокодуховного человека. Уменьшается духовная память, а иногда закрывается полностью. Вместе с памятью уходит сознание своей миссии. Не всегда даже  напряженнейшие усилия их восстанавливали. Земная история знает немало таких случаев. И лишь единицы приходящих на Землю высоких духов смогли выполнить свою миссию, не допуская в этот процесс энергий плотного мира. В них жило «двоемирие» - земное и неземное сочеталось в той необходимой гармонии, которая требовалась для земного существования и реализации космического задания.

 Елене Ивановне удалось добиться такого состояния. Внешне она была человеком плотной земной материи, внутренне принадлежала космической материи высокого энергетического напряжения.

3. Проблема понимания космической информации, связывающей миры различного состояния материи, находясь в земном теле. Неверное понимание информации из высоких источников, а временами и полная невозможность этого понимания.

Нам известно, как неправильно было понято первое историческое мышление – мифологическое, особенно в космогонической его части. Мы знаем, как христианские иерархи исказили слова Христа, приписывая Ему собственные мысли и не стремясь понять мысли Великого Учителя. Отсутствие у церковных иерархов развитого космического сознания привело к значительному расхождению Учения с деятельностью христианской церкви (религиозные войны, инквизиция и т.д.)

Елена Ивановна выстояла против напора земных, искажающих знание духа, энергий и явилась надежным мостом между космическими мирами высшей тонкой энергии и низшей плотной. Она явилась не только инструментом в процессе космической эволюции, но и её важнейшим творцом на планете Земля в конце второго тысячелетия от Рождества Христова.

Именно с этой точки зрения мы и должны рассматривать уникальное творчество Е.И.Рерих на Земле во имя космической эволюции человечества.

Далее Л.В.Ш. рассматривает следующие ипостаси деятельности Е.И.:

·             Ведущая – по глубинной сути своего женского Начала;

·             Крупнейший мыслитель на планете Земля, выполнявший космическую миссию по изменению сознания человечества;

·             Создание серии книг Живой Этики. Космическим Иерархом, Учителем Е.И.Рерих, был применен метод работы, который ранее не применялся в творчестве космической эволюции на Земле. В течение 35 лет он передавал человечеству через Е.И. знания, которые были объединены в философскую систему Философии Космической Реальности.

·             Уникальный космический эксперимент по повышению энергетики Е.И. до уровня огненной, проведенный космическими Иерархами.

·             Главный результат этого эксперимента – возможность Е.И. участвовать в космическом творчестве.

·             Е.И.подготовила условия, для появления в наше время людей шестого вида человечества, «человека духовного», которые стали появляться на нашей планете с конца 40-х годов, никем не замеченные, пока не началось их массовое появление в конце II - начале III тысячелетия. 

·             Участие Е.И.Рерих в Центрально-Азиатской экпедиции.

·             Основание Института Гималайских исследований «Урусвати», где зарождалась новая наука, использовалась  новая система познания – Ж.Э..

·             Эпистолярное наследие Е.И.Рерих – уникальный источник знаний для изучающих Философию Космической Реальности. Ни одно предыдущее Учение не имело такого источника. Только лишь оставленное нам эпистолярное наследие Е.И. должно считать великим мыслителем нашей планеты, но Она совершила и многое другое.

·             Е.И. в творческом сотрудничестве с космическими силами подготовила духовную революцию, которая началась в России на рубеже 19 – 20 веков.

Будучи человеком иного мира, Она испытывала невероятные физические и моральные страдания, живя среди людей, не обладавших даже зачатками космического сознания. Но она трудилась ради будущего, движимая любовью к тем, кто пока еще не понимал значения Её трудов.

Нашим современникам, в самом широком смысле этого слова, выпала историческая честь, когда Великий Учитель и Великий Подвижник оказались совсем рядом с нами, когда мы можем соприкоснуться  с их мыслями, увидеть воочию еще не исчезнувшие их рукописи, прочесть их письма, написанные ими еще при нашей жизни, увидеть реальные результаты их творчества и труда, знать об их жизни, как знают их современники.

Но сознание наших современников оказалось таким, что они не поняли и не заметили великой исторической личности, которая носила имя Е.И.Рерих.

Слепые, не заметившие Её, когда-нибудь проснутся и откроют глаза, не они – так их потомки. Хуже те, которые заметили, но оказались не в силах понять, что Она собой представляет и сколь высока Её эволюционно- историческая роль, и в раздражении собственного непонимания, извращают Её громадную роль в истории человечества планеты.

Список деяний Е.И.Рерих – неполный. Будущее пополнит его еще не одним открытием.

«…Я вижу, и не один раз, стоящее на высоком берегу широкой реки грандиозное здание – «Научный институт космического мышления». А перед ним высокая фигура из белого мрамора. Скульптура Е.И.Рерих. Я уверена, что это сбудется. Трудно сказать когда. Но это уже неважно, ибо Е.И., великая подвижница космического плана, выполнила в этом тяжелом и плотном мире свою историческую миссию, которая должна быть достойно оценена благодарным человечеством»

14.11.09