В Караганду привезли картины Николая Рериха

Телерадиокомпания КТК

12.01.2012
Юлана Чаус

Сегодня в Караганду под усиленной охраной привезли уникальную экспозицию. Картины художника-мистика и философа Николая Рериха снова идут по пути своего автора спустя 85 лет.

Ровно столько времени прошло с экспедиции знаменитого путешественника по Центральной Азии. Маршрут захватывал и северо-восточную часть Казахстана. На нашей земле Рерих и его сын провели 10 дней. Исследователи собрали богатую этнографическую коллекцию и запечатлели увиденное на полотнах. Всего карагандинцы смогут увидеть больше 60 картин известного символиста. Каждая из них оценивается сегодня в миллионы долларов.

Александр Прохорычев, представитель Международного центра Рериха:

- Впервые мы вывозим вообще в передвижной фонд. Это «Сон Востока», который как раз рассказывает, что когда-то восток спал, но потом, пишет Николай Константинович, восток просыпается. Кстати, Рерихи определяли, что будщее за востоком.

Ранее выставка экспонировалась в Алматы.

http://www.ktk.kz/ru/news/video/2012/1/12/15577

3 

Рерих в Караганде - под охраной 

Комсомольская правда-Казахстан 

13.01.2012 05:11 

12 января в Караганду авиарейсом из Москвы прибыли подлинники Рерихов. Произведения искусства будут находиться под круглосуточной вооруженной охраной - стоимость одного экспоната оценивается примерно в миллион долларов.

Выставка под названием «По тропам Срединной Азии» будет проходить в краеведческом музее, ее открытие произойдет 17 января в 14.00. Изначально планировалось, что она пройдет в Музее изобразительных искусств. Однако Международный фонд Рерихов не устраивало обстоятельство, что дорогие картины будут располагаться на первом этаже жилой многоэтажки, и что с ними может случиться какая-нибудь неприятность. Переговоры длились три года, в итоге москвичи согласились на вариант размещения в краеведческом музее.
Карагандинцы смогут ознакомиться с 61 картиной Николая Рериха и 9 произведениями его сына Святослава. Показ картин приурочен к 85-летию Центрально-Азиатской экспедиции ученого. Тогда за четыре года Николай Рерих, его жена Елена Ивановна и старший сын Юрий сумели побывать в труднодоступных местах Казахстана, Китая, Индии и Монголии. Академик по пути написал около 500 полотен.
Посетители музея увидят картины из серии «Гималаи»: «Меч Гесер-хана», «Лахул», «Тибет», «Буря», «Корабль пустыни», «Китайская сказка» и другие.
Также карагандинцы смогут лицезреть редкий эскиз к триптиху «Распятое человечество». Центром экспозиции станет картина «Сон Востока».
Роберт КЕЛЛЕР,
Караганда
 

http://www.kp.kz/culture/110--2/527-2012-01-13-05-28-15

3 

В Караганде краеведческий музей открылся после реконструкции 

Информационный портал www.zakon.kz 

В Караганде появился свой «золотой человек». Для него в областном историко-краеведческом музее отвели отдельное просторное помещение. На экспозицию зала «Сакская культура» ушло из областного бюджета девять миллионов тенге. В то время как на ремонт всего музея потратили около 22 миллионов. 

Вчера Карагандинский областной историко-краеведческий музей открылся после капитального ремонта, который провели по программе «Дорожная карта». Лучший зал музея отдали под находки, которые два года назад откопали под Каркаралинском. 

Тогда в курганах было обнаружено около 200 золотых изделий, выполненных в знаменитом сакском зверином стиле. А также около 1800 золотых чешуек и более 21000 крупинок мелкого золотого бисера. На основе этих находок в алматинской научной лаборатории «Остров Крым», которой руководит ювелир и реставратор Крым Алтынбеков, и создали нашего сакского воина. 

Украшения на костюме вождя и на сбруе его коня сделаны из сплава, имитирующего драгоценный металл. Оригиналы находок все еще изучаются в институте археологии имени Маргулана, в Алматы. Позже их скорее всего передадут в столичный музей музей золота и драгоценных металлов. 

На открытии краеведческого музея презентовали и выставку картин Рерихов, которую привезли из Москвы 

Представители международного центра Рерихов представили карагандинцам организатора проекта. Подлинники работ знаменитых художников не приехали бы ваш город, если бы не инициатива карагандинца Владимира Кондюрина. 

Этот человек - давний поклонник творчества Рерихов, один из собирателей интернет галереи Рериха-старшего http://gallery.facets.ru/. Выставка в краеведческом музее - это его первый подобный проект. Владимир все организовал и оплатил. 

- Это не такие больше деньги, можно было осилить, - сказал Владимир nv.kz. -  Я простой житель Караганды, который очень сильно хотел сделать городу подарок. В моих силах было организовать выставку. Почти три года ушло на подготовку. Там очень много документов. Колоссальное количество. Трудно себе представить, сколько. Все нужно было согласовать с московским музеем. Туда пришлось съездить. Нужно было выполнить все их требования. Например, на всем маршруте обеспечить вооруженную охрану. 

- Вы довольны результатом? 

- Я не ожидал, что привезут такие картины. Думал, что Гималайская серия смотрится гораздо скромнее. То есть я не предполагал, что они настолько хороши. Вы только посмотрите, какие краски! Это же красота!

3  

Величественные картины Рерихов в Караганде 

www.artinfo.kz 

января 16, 2012 Mans Smagambetov | 

 Несмотря на то, что областью освещения ArtInfo.kz является актуальное искусство, возникшее во второй половине XX века, использовать данный информационный ресурс также для того, чтобы как можно большее количество казахстанцев узнало о предстоящей Выставке картин выдающейся семьи Рерихов, будет безусловно решением правильным. 

Выставка “По тропам Срединной Азии” организована в честь 85-летия тайной экспедиции семьи Рерихов к руководству Советского Союза, с предупреждением о грядущих несчастьях, в случае если Правительство не откажется от жестких и насильственных мер в отношении общественного строительства. Часть этой опаснейшей миссии проходила через Восточный Казахстан. Известно, что политические лидеры с опаской относились к деятельности семьи за рубежом, помощь была отвергнута, а дальнейшая история страны нам всем известна. 

Николай Николаевич Рерих известен нам также своей деятельностью по защите культурных ценностей. Пакт Рериха о защите и признании нейтральными исторических и культурных памятников, образовательных и научных учреждений в военное время, был подписан многими странами как нельзя вовремя и выдающиеся накопления человечества были сохранены во времена Второй мировой войны. 

На выставке будут представлены 61 картина Николая Рериха и 9 картин его младшего сына Святослава, а также видеофильмы и фотографии. 

Удивительные краски и величественные образы переданные Николаем Константиновичем поражают воображение и на всю жизнь оставляют неизгладимый след в душе зрителей. Многие испытывают не поддающиеся словам чувства, отмечают энергетическую мощь и космическое сияние, исходящее из полотен мастера, ощущают дыхание вечности и единство всего сущего. 

Поэтому, если вы еще не видели этих картин и в ближайшее время не планируете поездку в Международный Центр Рерихов в Москве, полезным будет запланировать визит в Караганду. Благо выставка продлиться с 17 января по 26 февраля.

3  

Жемчуг исканий 

Газета «Деловой Казахстан» 

Пт, 01/20/2012 

Время собирать камни - объединять усилия. Именно создание Единого экономического пространства позволило реализовать грандиозный совместный культурный проект Карагандинского областного историко-краеведческого музея и Международного центра-музея им. Н.Рериха. В результате все приверженцы бесценного наследия Рерихов смогут больше месяца наслаждаться великими произведениями искусства и через них расширять собственные духовные горизонты. 

Данная выставка посвящена 85-летию Центральноазиатской экспедиции академика Николая Рериха. 70 картин, множество фотографий, видеофильмы не раскрывают, а только приоткрывают дверь в завораживающий, необычный, манящий загадочностью мир вселенской культуры.

- Выставка «По тропам Срединной Азии», состоящая из работ Николая Рериха, и Святослава Рериха представляет собой особый мир, притягательный своеобразием тем и сюжетов, глубоким символизмом, - отметил на открытии исполняющий обязанности начальника управления культуры Карагандинской области Айдос Бекмагамбетов.

И окунуться в этот незабываемый мир концентрации мудрости пришли не только деятели культуры и истинная интеллигенция, но и школьники, студенты, пенсионеры - люди разных возрастов и сословий буквально переполнили музей, побив все рекорды посещаемости.

Для казахстанцев экспозиция интересна еще и потому, что маршрут пролегал через нашу страну. Эти 10 дней, которые Рерих провел в Казахстане, диаметрально изменили его представления, заставили, вступив в «дебри Азии», перейти из мечты в бурлящую реальность.
Красноречивее любых слов за автора говорят картины. Незадолго до начала Центральноазиатской экспедиции Николай Рерих в 1920 году написал картину «Сон Востока». Великан-гора еще не проснулся, глаза его еще закрыты. Но прошло несколько лет, и появился новый шедевр - глаза батыра открылись, великан уже осмотрелся и хочет знать все, и уже осознает, чем владеет. Картина вызвала целое цунами ожесточенных споров по всему миру. А сегодня шедевр доступен для просмотра в Караганде.

Организаторы привезли в Казахстан лучшие работы из самой грандиозной - Гималайской серии. Рерих писал ее с первой встречи с Гималаями и до конца жизни. Этюды Гималайских гор, освещенных солнцем, окутанных облаками и туманами, покрытых снегом и льдами, погруженных в синеву ночи, одиноких, величественных, стали мощной незабываемой симфонией цвета, созданной высшим напряжением духа художника, апофеозом всего его творчества. Лучше Николая Рериха этого не сделал никто, не зря его величают «Мастером Гор».

Взглянув впервые из космоса на родную планету, Юрий Гагарин не удержался от возгласа: «Земля так похожа на полотна Рериха - та же неописуемая цветовая гамма».
Группка молодежи собралась у картины Николая Рериха «Ведущая». Непроизвольно завязался спор о замысле автора. Но истина кроется во взаимоотношениях автора с женой - Еленой Рерих. Благодаря ее выдержанному характеру супругам удалось на протяжении всей жизни дружно проходить все препоны и обращать препятствия в возможности.

Согласно философскому учению, которое семья Рерихов вынесла с Востока и подарила миру под названием «Живая Этика» - грядет эра Женщины. Именно представительнице слабого пола предстоит сыграть важную роль в процессе становления высококультурного общества. Она должна осознать свое истинное предназначение, восстановить попранные права, внести в мир начала чистой любви, согласия и высокой духовности.
На плечи женщин ляжет груз осознания нового воспитания. Через духовный рост женщина сможет с ранних лет закладывать в подрастающее поколение понимание основ бытия, назначения и роли человека в мироздании и тем даст новое направление всему мышлению, следствием чего явится расширение горизонтов во всех областях жизни. Только тогда можно будет ожидать искоренения многих вреднейших привычек и предрассудков, ставших обычаем, и пошлейших устремлений и занятий, являющихся главным злом и причинами происходящего массового разложения.
На данной выставке широко представлен богатый этюдный материал.

- Для художника этюды - самое драгоценное, как первое впечатление от природы, - поясняет художник, член-корреспондент Академии художеств Казахстана, заслуженный деятель культуры Республики Казахстан, член Союза художников нашей страны, дипломант Российской академии художеств, почетный профессор Восточного международного художественного института Китая Айбек Бегалин. - На этюды смотреть вдвойне интересно - это материал для переосмысления, импульс для нового творчества.

Рассматривая привезенные пейзажные эскизы, зритель, как бы слышит слова автора, записанные Николаем Рерихом во время путешествия по нашей стране: «Пологие курганы. Седая трава и ярко-красные откосы. Вот синеет Зайсан; за ним белеет гряда Алтайских гор. Не сама ли Белуха?»; «Изумительный эффект от светлой степи под синими горами и под волнистыми облаками. Такое облачное богатство давно не видали».
Но гораздо сильнее природных красот великого путешественника поразили люди, их пытливость, любознательность: «Народ, который так хочет знать, и получит желанное». И резюмируя полученные впечатления, Николай Рерих, как бы заглядывая через десятилетия, пишет: «Здесь оплот эволюции».

Современный мир жесток. Непреодолимые трудности как будто отягощают человечество. Множество неразрешимых проблем отравляют жизнь, разделяют народы, государства, семьи… Даже величайшие колоссы цивилизации рассыпаются в пыль... Великими «объединителями» рода человеческого, по мнению четы Рерихов, остаются культура, гармония, мысль и красота.
Истинная культура дышит всеобщим понятием красоты и знания - может вернуть нам общечеловеческий язык. Мир возродится через культуру. Николай Рерих первым увидел в уничтожении шедевров культуры смертельную угрозу существованию цивилизации. Именно он в начале прошлого века выдвинул идею подписания международного пакта о сохранении для грядущих поколений хотя бы величайших шедевров культуры, который и вошел в историю под именем автора - Пакт Рериха. С тех пор человечество пережило уже две глобальные военные катастрофы. Но разве устарели сегодня мысли Николая Рериха?
Идею отца подхватил, углубил и развил Святослав Рерих. Каждая из 9 привезенных в Казахстан картин вызывает бурю эмоций, побуждает зрителя всмотреться в мельчайший штрих и разгадать, понять, осознать всю истинную глубину замысла автора.

Практически никто из посетителей не может равнодушно пройти мимо редкого эскиза к триптиху Святослава Николаевича «Распятое человечество».
-Это своего рода портрет XX века, - считает Айбек Бегалин. - Светящийся восходящий ореол - символ возрождения созидающей силы.
Но между какими полюсами распято человечество?
- В Живой Этике есть интересная фраза: до сих пор живут на земле добрый разбойник и жестокий благочестивец, - развивает мысль приверженец философии Рерихов Александр Шпренгер. - Это извечный конфликт двух идей, которые одновременно трудно вместить в человеческое сознание.

В сущности, все конфликты располагаются по этим двум полюсам. В этом и заключено грандиозное открытие - в каждой ситуации уже содержится все необходимое для движения человека к свободе.
- В Живой Этике есть понятие «дисциплина свободы», - продолжает Александр Брунович. - Отсутствие дисциплины обрекает человека на множество рабств. Еще 2,5 тыс. лет назад Пифагор сказал: три бича угрожают человечеству - невежество священников, материализм ученых и отсутствие дисциплины у демократов. Сказано давно, но звучит современно.
Представленный на выставке эскиз отражает глубинный замысел автора.

- Видно два плана бытия человеческого: коленопреклоненный, истерзанный страданиями человек простирает руки вверх, как бы указывая, к чему стремится его душа - к свету, гармонии, счастью, - интерпретирует замысел автора Александр Шпренгер. - Так физическое бессилие порождает проявление неиссякаемой силы духа.

Перед каждой, из представленной на выставке картин, можно часами стоять и раскрывать в собственном сознании что-то новое, ранее неведомое, глубинное. Отрадно, что экспозицию посещает молодежь. «Мы именно и стараемся с самого начала вести новое поколение по тропам восхождения, даем мысли, идеи больших философов с самых ранних лет», - отмечает Святослав Николаевич в своей педагогической работе в Бангалоре.
Невозможно уйти с выставки разочарованным. Каждый ищет и находит свой «жемчуг исканий». Покидая зал, оставляешь навечно там свою душу, а в голове звучат слова из путевого дневника Николая Рериха: «И как же будем мы без тебя, Азия? Но ведь мы и не уехали от тебя. Да и когда уедем? И где граница твоя, Азия? Какие задачи могут быть решены без Азии? Какое построение обойдется без камней, без заветов Азии? «Длинное ухо» Азии слышит музыку сфер. «Великая рука» Азии возносит чашу. О длинном ухе Азии сложено много рассказов. О великой руке Азии повесть только еще пишется. Из Азии пришли все великие Учителя. Пройдя Азию, можно убедиться, как мыслят народы». 

Ирина ЛИС

Фоторепортаж о Выставке