Н.К. Рерих "Весть Тирону" 1940 г.

 

 

 

Князь Александр Невский

и Святой Великомученик

Феодор Тирон

 

 

В 1940 году Н.К. Рерих создал картину под названием «Весть Тирону». Это было второе обращение к образу Святого Великомученика Феодора Тирона. Первый раз это произошло в трагическом и знаковом для России 1917 году.

История юного воина Феодора, героя-защитника Женского Начала и змееборца уходит в глубокую древность и связана с сокровенными мифами, о чем рассказывается в статье «Весть Тирону. О картине Н.К. Рериха и образе Феодора Тирона в Православии и русской духовной традиции».

В картине Н.К. Рериха много загадок. И одной из них является явно древнерусская архитектура строений, а также пейзаж, на фоне которого они изображены. Крепостная стена, надвратная башня, невысокие холмы, покрытые свежевыпавшим снегом, не соотносятся с Малой Азией, в которой протекала короткая жизнь великомученика согласно житийной литературе, ни с Константинополем или Иерусалимом, в которых происходит действие духовных стихов о Феодоре Тирянине. Разумеется, для народного сознания и Константинополь, и Иерусалим – это некие символы обетованной земли, где возможны любые чудеса и где живут богатыри-заступники, так же  как царь Константин Самойлович, получивший загадочную стрелу  -   это некий обобщенный образ благочестивого православного царя. Но Н.К. Рерих, безусловно, вполне сознательно выбрал и пейзаж, и время года – зиму.

В одном из писем П.Ф. Беликова [1] есть упоминание об истории Феодора Тирона и картине, ей посвященной:

«Относительно Тирона Святославу Николаевичу [Рериху – прим. авт.] задавали вопрос в Академии художеств. С.Н. отвечал, что он уверен, что это эпизод из русской истории, примерно времен татарщины. Никто из присутствующих научных сотрудников Академии не имел понятия о Тироне. Поэтому высказывались мнения, что этот мотив не имеет отношения к историческим событиям. Я начал это дело исследовать, но у меня нет под боком фундаментальных библиотек, чтобы проверить. В святцах я нашел Федора Тирона. В 1917 году у Н.К была картина “Послание Федору Тирону”, - так что мотив в данном случае повторяется. Между прочим, церковное имя отца Александра Невского было – Федор. Полагаю, что он был канонизирован после того, как его отравили. Так что нужно проверить – относится ли имя Федор Тирон к Ярославу Всеволодовичу. Если да, - то искать надо по этой линии, если же нет, - то о Федоре Тироне надо искать подробности в “Житиях”».

Действительно, связь между именем Феодор, князем Ярославом Всеволодовичем, и его сыном Александром Невским существовала. Не только христианское имя Ярослава было Феодор [2], но и старшего своего сына он назвал так же. Феодор Ярославич умер очень молодым, в 13 лет.  Несмотря на юный возраст, Феодор Ярославич был канонизирован Православной церковью в лике благоверного, т.е. прославившегося благочестием и способствовавшего укреплению православной веры.

Время княжения Ярослава и его сына Александра – это время начала установления вассальных отношений с ордынскими ханами и активного сопротивления попыткам католической Европы установить своё господство над Русскими землями и навязать чуждую веру – католичество. Оба князя установили тесные контакты с Ордой, использовали преимущества, которые давали пусть и неравноправные, но союзнические отношения с монгольскими ханами.

Особое значение Н.К. Рерих придавал образу Александра Ярославича, прозванного Невским. Этому князю были посвящены картины «Александр Невский поражает ярла Биргера» (1904 г.) и «Александр Невский» (1942 г.). Косвенно с ним же связаны и четыре полотна, посвященные явлению Святых Бориса и Глеба перед Невской битвой князя Александра в 1240 году.  Это картины «Святые Борис и Глеб (Видение в ладье)» (1904 г.), «Сияющие в ночи (Борис и Глеб)» (1919 г.) и «Борис и Глеб» (1942 и 1943 гг.). Все они основаны на видении участника Невской битвы ижорского старосты Пелгусия. В Житии Александра Невского сохранились и слова, слышанные Пелгусием от святых: «Рече Борис: "Брате Глебе, вели грести, да поможем сроднику своему Олександру"» [3].


 Печать Александра Невского

Печать Александра Ярославича Невского, князя Новгородского, Великого князя Владимирского.  После 1236 г. Прорись по В. Л. Янину


Также известна и печать Александра Невского. На лицевой стороне её изображение князя на коне, а на обратной – образ святого, поражающего змия копьем и надпись «Федър». На княжеских печатях часто изображались: на лицевой стороне святой покровитель самого князя, на обратной – его отца. Так в данном случае, на лицевой стороне может быть изображен Святой Александр Римский, в честь которого был крещен князь. А на обратной - святой покровитель Ярослава Всеволодовича [4].

Надпись на печати не уточняет, какой именно Феодор имелся в виду. Одни историки полагают, что это мог быть Феодор Стратилат [5], другие – что  Феодор Тирон [6]. Жития этих святых сливались в народном сознании в образ заступников-змееборцев. Более того, в житии Стратилата и его подвиге косвенно присутствует и Тирон. Феодор Стратилат отправившись на битву со змием, который разорял окрестности его родного города, перед битвой получал наставления от престарелой христианки Евсевии, в доме которой хранились мощи Феодора Тирона.

В Новгороде, с которым была тесно связана судьба князей Ярослава и Александра, существовало почитание Феодора Тирона. Согласно Второй новгородской летописи, храм в его честь был построен в городе еще в 1115 году. Предполагается, этот храм погиб при пожаре в начале 14 в. А церковь во имя Феодора Стратилата была построена на фундаменте сгоревшего храма в 1360-1361 гг., спустя немалое время после княжения Ярослава и Александра.  Таким образом мы можем предположить, что отец Александра Невского Ярослав Всеволодович был крещен именно в честь Феодора Тирона, почитаемого в Новгороде (и вообще на Руси) святого.

Так по-новому начинают звучать слова Н.К. Рериха, написанные в книге «Алтай-Гималаи»:

«В Монголии поход объявляется посылкою стрелы князю-нойону. Стрела, прилетевшая к Федору Тирону, шла с Востока» [7].

И «призыв к обороне Родины» [8], как Н.К. Рерих охарактеризовал картину «Весть Тирону» в 1940 году, тоже можно понять по-новому.

Есть ли еще в русской истории периода монгольского нашествия какие-то сюжеты, связанные с получением Вести с Востока?  Какие еще исторические личности могут являться прообразами сюжета? – вопросы для будущих исследователей. Слова Святослава Николаевича Рериха открывают еще один уровень смыслов картины Н.К. Рериха «Весть Тирону», подсказывают направление для наших размышлений.

Садовская И.А.

Ноябрь, 2021 г.


Также на эту тему:

Александр Невский. Образ Святого князя в творчестве Н.К. Рериха

"Весть Тирону". О картине Н.К. Рериха и образе Феодора Тирона в Православии и русской духовной традиции

Н.К. Рерих "Суздаль. Монастырь Александра Невского"


1. Непрерывное восхождение. Сборник, посвященный 90-летию со дня рождения П.Ф. Беликова. В 2 т. Т. II. Ч. 1. С. 421

2. Стоит отметить, что в первые века после крещения Руси у большинства знати было два имени, одно исконное, славянское, а другое – христианское (как правило греческое или латинское), которое давалось при крещении в честь святого покровителя. Одним из первых князей, изменивших этот обычай, был Ярослав Всеволодович, давший почти всем своим сыновьям только христианские имена.

3. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского (репринт). — Киев: Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, 2004. — Т. XII. Месяц август. С. 543.

4. О печатях князя Александра Ярославича Невского/ Институт археологии Российской академии наук [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.archaeolog.ru/ru/press/articles/o-pechatyakh-knyazya-aleksandra-yaroslavicha-nevskogo

5. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского (репринт). — Киев: Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, 2004. — Т. VI. Месяц февраль. С. 160-173.

6. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского (репринт). — Киев: Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, 2004. — Т. VI. Месяц февраль. С. 307-316.

7. Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. Путевой дневник. Рига.: Виеда. 1992. 

8. Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 2, 2-е издание. / М.: Международный Центр Рерихов. 2000. С. 300


 Главная   >   Публикации о картинах        Опубликовано: 28.11.2021