Баженова Н.А.,
научный сотрудник Центра по изучению народного прикладного искусства Казахстана Государственного музея искусств имени Абылхана Кастеева, г.Алматы, Казахстан.
Символика Триединства
в народном прикладном
искусстве казахов
и некоторых других народов Азии
Интерес современных исследователей к культуре и истории Азии действительно не случаен. Эта нива хранит в себе еще много загадок и таинств, право на раскрытие которых принадлежит будущему. С удивительной прозорливостью об этом писал в первой половине 20 века выдающийся деятель культуры Н.К.Рерих:
«В пламенной фантастике, в величавости тонкой формы, в напряжённой сложной гамме тонов явлено совершенно особое яркое творчество. Своим спокойным выражением это искусство отвечает тайне колыбели человечества. Образует собою Азию, к которой вовремя направлены вопросы и поиски. Только бы постучаться в дверь этой красоты без угроз, без оружия, без грабежа. С полною готовностью собрать жемчуг глубочайших, анонимных достижений. И без внешне научного лицемерия, и без подкупного предательства». [1, с. 49].
К одной из таких «тайн колыбели человечества» следует отнести Символику Триединства, широко воспроизводимую в разнообразных творческих интерпретациях в народном прикладном искусстве Азии.
О древности этого символа, принадлежности к ведущим философским системам, мировым религиям, многим народам и племенам в своих эссе и очерках не один раз писал Н.К.Рерих, подчёркивая его исторический, универсальный и объединительный характер. При этом повсюду знак употреблялся не просто в виде орнаментального украшения, но с особым значением. [2, с. 206-207]
Именно Н.К.Рерих дал этому древнему символу новую жизнь, предложив его в качестве отличительного знака объектов и дел культуры как «Знамя Мира» в Международном Договоре о защите художественных и научных учреждений, исторических памятников, миссий и коллекций, известного как Пакт Рериха [3, с. 7-10]
Развёрнутый анализ истории использования и внутреннего смысла символики Триединства с опорой на работы Н.К.Рериха был проведён Кальжановой Г.И., которая определила его как «священный знак, соединяющий Миры, Времена и Народы» [4, с. 227-238].
Этой же теме были посвящены некоторые доклады на международной общественно-научной конференции, посвящённой 60-летию Пакта Рериха, которая проходила в Москве в 1995 году. Например, А. Родригес (Мексика) отметила, что «символ Знамени Мира является одним из важнейших символов и обладает глубинным внутренним и внешним значением» [5, с. 87].
Молчанова К.А. (Эстония) этот символ назвала «сокровенным иероглифом о сущности Мироздания», смысл которого человечеству раскрывается постепенно [5, с. 91].
Таким образом, использование символа Триединства в народном прикладном искусстве не случайно. Народное творчество является отражением веками формировавшегося представления о мироздании, понимания сложности и неоднозначности бытия, стремления зафиксировать символами эти знания. Символы, в свою очередь, используемые в орнаментах, украшениях предметов обихода, были призваны напоминать в повседневной жизни о важных духовных истинах, создавая линию преемственности от древнейших знаний предков к последующим поколениям. Многое в веках было забыто, утеряно, трансформировано поздними наслоениями и потребностями жизни. Первоначальный смысл символов часто менялся на более упрощённые трактовки, но всегда сохранялась их изначальная охранительная и защитная основа.
***
Народное прикладное искусство Азии пронизано символом Триединства в разнообразных интерпретациях. Этот символ широко используется и в казахском народном творчестве, имеющем древнюю историю, сложившиеся формы и приемы, обусловленные укладом жизни и взаимодействием с другими народами и окружающим миром. Народ владел многими ремёслами, бережно неся сквозь века свое неповторимое богатство – предметы рукотворчества, отмеченные особым отношением к ним мастера, состоянием, именуемым современными культурологами «таинством единения души и материи». Как правило, эти предметы имели двойное назначение – бытовое и сакральное. И даже повседневные вещи, используемые в ежедневном быту, украшались орнаментами, имеющими сокровенный смысл.
Орнамент. Является основой казахского народного творчества, «помнящий» тот период прошлого, когда люди не отделяли себя от природы и космоса, воспринимали мир целостно. Космогония гармонично входила в жизнь кочевника. Каждая планета имела свое имя и «черты характера» как и воздействие на человека. Героями множеств легенд и сказаний были созвездия и планеты, от которых по преданиям происходили люди. Основные жизненные циклы связывались с расположением планет. Люди свободно ориентировались по звездам, определяли время по солнцу и отражали воспринимаемый мир в своем творчестве. Человек пытался создать вокруг себя подобие макровселенной, ощущая себя ее частью и перенося стройную систему макрокосмоса в своё жилище, в конструкцию юрты, в её оформление, в предметы одежды и быта.
Рисунок орнамента имеет в основе зооморфный, растительный, предметный или космогонический характер. Космогонический тип орнаментов отражал знания, которые зачастую невозможно было облечь в словесные или письменные формы и содержал концентрированную мощь определённого понятия. А люди, готовые понять его сокровенный смысл, черпали драгоценную информацию из его причудливых завитков.
***
Символика Триединства в орнаментике казахских изделий распространена повсеместно. Она встречается практически во всех видах казахского народного прикладного искусства. Однако искусствоведы не выделяют этот символ из общего контекста. В разных изделиях этот знак по разному трансформируется. Фантазия мастера наделяла его различными очертаниями, благодаря чему получалось множество вариантов прорисовки символа.
Среди растительных изображений наиболее известен трилистник. (рис. № 1) Редко выступая в композиции самостоятельно, он гармонично сочетается с другими орнаментальными элементами. Условная трактовка трилистника, превращала это изображение в цветок и лист, в плоды и ветвь.
Символ Триединства в форме трилистника, кроме других интерпретаций, выражает идею древних кочевых народов о трехчастной структуре Мироздания, что в свою очередь подводит к идее Мирового Древа вмещающего в себе три состояния бытия. Крона - верхняя часть древа символизирует Небо, Мир Высший. Ствол, середина - мир земной, жизнь человека. Корни - мир подземный, мир предков. На вершине древа сидит птица, Вестница Высшего Мира, символ
духа и свободы. Если рассматривать символ мирового древа с позиции прошлого настоящего и будущего, то будущее - соответственно крона, имеющая в изобилии ветви, листья, цветы и плоды как источник неисчерпаемых возможностей, исходящих от Вечного Неба. Эту тему в традициях ковроткачества рассматривают казахстанские искусствоведы Касенова К. и Шкляева С. Татаева А.Е. и другие. По их мнению, «Образ Мирового Древа связан с идеей и мечтой человечества о вечной жизни». [6, с. 236]
Кроме того, цветущее дерево – символ возрождения, весны, плодородия, продолжения рода; напоминание о ритмическом движении жизни, в которой все подчинено незыблемым законам Мироздания.
В композициях крепежных лент ак баскур, предназначенных для стягивания каркаса юрты, конструкция которой призвана напоминать её обитателям о Вечном Небе, часто используется символическое изображение древа в зеркальном отражении, символизируя понятие «как внизу, так и наверху». Древо имеет по три ветки с каждой стороны, и каждая ветвь украшена цветами в виде трезубца. (рис. № 2) Кальжанова Г.И., в упоминаемой нами выше статье, рассматривает символику Трезубца и определяет её как символ огня, как триединство тела, души и духа, как три языка пламени, вырвавшиеся и застывшие на доли секунды в гармоническом равновесии между землею и небом. [4, с. 236]
В целом орнамент наполнен движением и визуально напоминает языки пламени. Возможно потому, что огонь в жизни народов Азиатского региона, имел значение, намного выходящее за рамки потребительского обихода.
Некоторые верования кочевников о сакральной силе огня сохранились до наших дней. Например обряд аластау, где огонь выполняет роль очистителя пространства жилища. Его наделяли также целительными свойствами. Хранительницей огня в домашнем очаге всегда была женщина.
Символ Триединства прочитывается и в зооморфных мотивах. Например, в орнаменте кошкар муйиз (бараний рог), который является своеобразной визитной карточкой казахского орнаментального искусства. (рис. № 3) По форме он ассоциируется с лилией, геральдическим символом, широко распространённым в Европе. В другом зооморфном мотиве кус ізі (след птицы) – этот символ выражается в виде трех выступов и одного основания.
Имеется Символ Триединства и в солярно-астральных мотивах. По К.К. Муратаеву в 2-х вариантах. Первый вариант - в виде трех кругов, соединенных между собой каплевидными фигурами. Второй вариант представляет собой многослойную ленту, образующую три округлости со спирально закрученными центрами. (рис. № 4) [7, с. 131].
К одному из древнейших видов народного прикладного искусства можно отнести изготовление войлока и различных изделий из него. Символ Триединства в войлочных коврах текеметах и сырмаках встречается как в растительной, так и зооморфной интерпретациях. (рис. №. 5, 6) Наиболее распространенной является композиция, состоящая из крестовины с отходящими в стороны орнаментом кошкар муйиз. (рис. № 7) Подобный, но несколько усложненный орнамент, мы видим на картине Н.К. Рериха «Мадонна Орифламма». Фигура женщины восседает на фоне полотна, красно-коричневого цвета, напоминающего фрагмент ковра. Композиция полотна состоит из четырех крупных сегментов. Каждый сегмент представляет собой двухслойную крестовидную фигуру, концы которой увенчаны трилистником. (рис. № 8) Аналогичный орнамент характерен и для украшения мебели, тканых произведений и других предметов прикладного искусства казахов.
Ткачество также является достаточно древним видом искусства. Занимались ткачеством, практически, все народы Азии, России, Кавказа, Поволжья и Сибири. Большинство техник ткачества, используемых в казахских тканых изделиях, характерны для многих народов вышеперечисленных регионов. Прослеживается сходство и в орнаментике. В декоре тканых произведений нередко встречается и Символика Триединства.
Казахский ворсовый ковер, находящийся в коллекции Государственного музея искусств имени Абылхана Кастеева (ГМИ им. А.Кастеева) украшен восьмиугольными медальонами, центральная часть которых образована ромбом. С каждой стороны ромба отходит по три стебелька с навершием в виде трилистника. В другом образце изображение трилистника сочетается со звездами. (рис. № 9)
В третьем - те же восьмиугольные медальоны, но центр образован квадратом. Трилистники на ножке соединены между собой у основания, образуя перекрестие. По краям расположены звезды. Аналогичный орнамент можно встретить и в композициях ворсовых крепежных лент кызыл баскур. (рис. № 10)
Трилистник в виде цветка с заостренными кончиками, нередко применяется в безворсовых коврах алаша сшитых из полос ак баскура, составляя с другими мотивами сложные орнаментальные композиции. (рис. № 11)
Множество изделий, необходимых в быту, таких как настенные ковры тускиизы, покрывала, занавески, скатерти и многое другое, казашки украшали изящной вышивкой, которая чаще всего декорировались растительными формами, символизирующими изобилие и плодородие. Трилистник в вышивках нередко выступает одним из ведущих мотивов композиции.
Казахские мастера также щедро украшали предметы конного снаряжения, особенно седла. В ход шло серебро, полудрагоценные камни, цветная эмаль, резная кость. Богато декорировались дугообразные луки седел. Именно здесь чаще всего встречается Символика Триединства. (рис. № 13) Но нередко и весь декор седла составлен из множеств элементов состоящих из трех кругов.
Многие предметы, используемые в быту, имели не просто функциональное значение или служили украшением интерьера юрты, но несли главным образом сакральный смысл. Например, тускииз - настенный вышитый ковер, являющийся обязательной составной частью приданого невесты. Он имел благопожелательные и охранительные свойства, символизировал здоровье и плодородие. В его орнаментике использовались исключительно растительные мотивы, в том числе и с Символикой Триединства. Вышивая изделие, будущая невеста и ее мать, насыщали его соответствующими мыслями о благе. В результате получался своеобразный оберег. Народ чувствовал силу предметов, сделанных с определенными мыслями, и верил в их действие.
То же можно сказать о ювелирных изделиях поражающих видовым разнообразием, разнообразием форм и используемых материалов. Остановимся на этом прекрасном виде казахского прикладного искусства подробнее.
Трудно переоценить значение предметов ювелирного искусства в жизни народа. Ведь их «миссия» не заканчивалась только украшением облика человека. Форма каждого украшения, используемый орнамент, его расположение, каждый завиток орнамента являли собой особое по значению предназначение предмета. К украшениям такого рода относятся амулеты тумары, бойтумары, подвески алка, укиаяк, броши тана и некоторые другие. Они создавались уже с мыслью о том, чтобы оберегать человека от недобрых воздействий. Зачастую эти изделия имели полость, в которую помещали слова молитвы или клочок шерсти овцы – тотемного животного многих народов ведших кочевой образ жизни. В ГМИ им. Кастеева имеется большая коллекция предметов ювелирного искусства казахов [8]
Символ Триединства, используемый в качестве декора в ювелирных изделиях, встречается очень часто, причем как самостоятельный орнамент, так и в общем композиционном строе. (рис. № 14-19)
Казахские ювелирные украшения состоят из головных, нагрудных, наручных и поясных. Как правило, украшались виски, лобная часть лица, грудь, запястья, солнечное сплетение и спина. Украшения были повседневные и празднично-обрядовые.
Из всех металлов казахи предпочитали серебро, справедливо наделяя его целебными и благотворными качествами. Изделия из него имели определённое значение не только в повседневной жизни, но и в погребальных обрядах, выражая знаковую, религиозно-магическую и эстетическую направленность.
Наиболее богатый ювелирный набор был характерен для юных девушек. Но самым полным можно считать свадебный набор украшений невесты. У женщин солидного возраста комплект ювелирных украшений становился скромнее.
Через призму ювелирного искусства можно просмотреть особое отношение к женщине, ведь именно для неё изготавливалась большая часть ювелирных украшений, которые сопровождали женщину всю её жизнь, начиная с раннего детства.
Каркас юрты, мебель, посуда, некоторые предметы быта изготавливались из дерева и обильно украшались резьбой и инкрустацией. Например, в декоре мебели казахские мастера агаш уста часто использовали Символ Триединства в виде орнамента кошкар мюйиз и трилистника. Лицевые части сундуков, кроватей, шкафов, мастера также расписывали разноцветными красками, что очень сочеталось с предметами ткачества, войлока и вышивки наполняющими пространство юрты. (рис. № 20)
Из дерева вырезали и музыкальные инструменты, щедро декорируемые традиционными орнаментами. Современному молодому художнику по дереву Алхарову Онгарбеку удалось воссоздать исторически точную копию старинного кобыза по нескольким кадрам из кинохроники 1924 года. [9]. Инструмент отличался необычной и редкой формой. Его навершие было изготовлено в виде большого круга с тремя малыми кругами внутри, выполненными из зеркал. (рис. № 21) Зеркало в шаманизме символизировало параллельные миры. Нередко в лоно кобыза, в качестве отражателя негативных сил, помещали отполированную металлическую пластину или зеркало. Считалось, что баксы, играя на кобызе путешествовал по разным мирам, а сам инструмент ассоциировался с лебедем и конем, с помощью которых он и совершал это путешествие. Также считалось, что звуки кобыза излечивают недуги. Предание гласит, что его создателем был Коркыт ата, который предположительно жил в IХ в., силою воли изменивший свою судьбу и на многие лета продливший свою жизнь благодаря завораживающим звукам кобыза.
Многие изделия других народов Азии также содержат Символику Триединства. Например, узбекские серебряные кольца. Судя по крупным размерам и конусообразной форме, украшения использовались в ритуальных целях. Благородный блеск серебра на фоне чернения гармонично сочетался с яркими оттенками бирюзы и кораллов. (рис. № 22)
Для народного прикладного искусства кыргызов характерен орнамент кошкар мюйыз, о котором шла речь выше. Но в тоже время, кыргызские мастерицы в композициях ворсовых ковров используют Символику триединства и в виде трилистника. Причем, как для декора центрального поля (рис. № 23), так и в украшении бордюрной части. (рис. № 24)
У одной из туркменских народностей – салоров, в орнаменте ковров, имеющих венчикообразные очертания и называемых гули-гёль, узор имеет вид трилистника, распределенного по четырем внутренним частям основного медальона (рис. № 25) [2, с. 226]. Другой орнамент этого же народа в виде треугольной арки с внутренним геометрическим мотивом также имеет вышеназванный символ.
Каракалпакский растительный орнамент, используемый в тканых изделиях, выполнен в виде трех крупных цветов с дополнительными ветками, листьями и цветами. (рис. № 26) Встречается Трилистник и в древней архитектуре. Что подтверждает резная гипсовая декорация IX века в мавзолее Хаким-аль-Термези, находящегося в древнем Термезе. (рис. № 27)
«Ушак Кинтамани» – так называется вид ковра из города Ушака в Турции с необычным декором, который выделяется на фоне других орнаментов данного региона. Наиболее известные образцы ковров периода Османской империи были выполнены именно в придворных мастерских Ушака и очень ценились в Европе. [10, с. 166].
Орнаментальный сюжет «Ушак Кинтамани» носит загадочный сакральный характер. Для этих ковров характерен сдержанный узор, представляющий собой раппортную композицию, состоящую из постамента в виде двух параллельных, волнообразных горизонтальных линий. Чуть выше постамента располагается Символ Триединства в виде трех кругов, иногда они сопровождаются ожерельем облаков небольших размеров. Этот узор с монотонной настойчивостью повторяется по всему полю ковра. Абсолютная оригинальность этого мотива, скорее всего, объясняется скрытым символическим смыслом. (рис. № 28) [10, с. 144].
Слово «Кинтамани» созвучно слову «Чинтамани» - атрибуту буддийской символики, означающему «драгоценность», «Сокровище мира». Н.К. Рерих использует тему Чинтамани в некоторых сюжетах своих картин, например в широко известных «Конь счастья» и «Святые камни». Кальжанова Г.И. приводит многомерные смыслы этого термина, в том числе и как «славное одеяние души, которая, объединившись с материей, формирует человека». [4, с. 234]
Атрибут буддийской символики, вошедший в основу орнамента ковра из Ушака является ярчайшим примером преемственности культур кочевых племён и народов, общности их философии мироустройства, символов почитания, отображаемых в традициях народного прикладного искусства, посредством которого сохранялись и передавались последующим поколениям духовные сокровища Азии.
Представленный материал обозревает лишь малую часть предметов народного прикладного творчества казахов и других народов Азии, использующих Символ Триединства. Но даже эти сведения подтверждают его общемировой, общечеловеческий смысл, объединяющий народы и нации планеты в одну большую семью, идущую к единой цели, имя которой – Совершенствование человека.
Литература:
1. Николай Рерих. Алтай-Гималаи. Путевой дневник // Рига. «Виеда». 1992
2. Николай Рерих. Листы дневника. Очерк «Знамя Мира» Т. 2 (1936-1941) //МЦР. Фирма БИССАН-ОАЗИС. МАСТЕР-БАНК. Москва. 1995.
3. Пётр Баренбойм, Александр Захаров. Пакт Рериха в XXI веке. К семидесятилетию подписания. //Москва. Летний сад. 2010
4. Кальжанова Г.И. Символизм в творчестве Н.К.Рериха-художника. Альманах «Утренняя звезда». № 2-3. //Москва. МЦР. Мастер-Банк. 1997. С. 227-238
5. Материалы международной общественно-научной конференции, посвящённой 60-летию Пакта Рериха. 1995. Серия «Рериховская научно-популярная библиотека» //Москва. МЦР. Мастер-Банк. 1996.
6. Касенова К., Шкляева С. Учимся ткать ковры и гобелены. Пособие для ремесленников // Алматы. Шебер. 2009.
7. История искусств Казахстана. Учебник. //Алматы. Изд. «Маркет». 2006. – 248 с., илл 32 с. цв. Вклейка.
8. Ювелирное искусство Казахстана ХIХ – ХХ вв. Каталог // Алматы. 2008 г. ГМИ им.А. Кастеева.
9. Республиканский Государственный архив. Кзыл-орда 1924 г. Предоставил Алхоров О. Е.
10. Ковры. Справочник. Сост. Мехди Зариф //Москва. АСТ Астрель. 2006.
Статья опубликована в сборнике "Вехи истории культуры: от эпического миропонимания к космическому мышлению" Материалы Международной общественно-научной конференции. Бишкек - Москва - 2011, а также в сборнике "Ю.Н. Рерих. 110 лет со дня рождения", материалы научно-общественных чтений, Алматы, 2013.
Символика Триединства в народном прикладном искусстве казахов и других народов Азии
Лекция Наталии Баженовой , старшего научного сотрудника ГМИ РК им. Абылхана Кастеева
Также на эту тему:
Садовская И.А Культурная политика Казахстана и концепция Культуры в наследии Н.К. Рериха
Глущенко Л.И. Н.К. Рерих о Культуре и цивилизации
Глущенко Л.И. Концепция Культуры и феномен культурного единства Евразии в работах Н.К. Рериха и Ю.Н. Рериха
Символика Триединства в культуре Казахстана
Главная → Пакт Рериха и Знамя Мира