Гора Сулейман-тоо в г. Ош, Киргизия

Монасыпова Н.Р., 

председатель Ташкентского Рериховского общества, Узбекистан

Гора "Трон Соломона"

в Туркестане

(г. Ош, Киргизия)

 Фрагмент доклада "Знак триединства в культуре народов Средней Азии" на Международной общественно-научной конференции "75 лет Пакту Рериха" Международного Центра Рерихов. 2010 г.


 Н.К.Рерих пишет:

«Рано зажигаются звезды. К востоку неугасно горит тройное светило Ориона. По всем учениям проходит это поражающее созвездие. В архивах обсерваторий, надо думать, можно найти многое о нем замечательное. Культ, окружающий некоторые созвездия, вроде Медведицы и Ориона, поражает своей распространенностью.

Шаманская мудрость поклоняется им. Не случайно Иов перечисляет именно их как акт высшего достижения. Блестки разбросаны всюду. В последнем выпуске журнала Лондонского Азиатского общества многозначительна неожиданная заметка: «Император Бабур в начале своих мемуаров говорит: “В окрестностях (горы - ред.) Баракуха находится мечеть, называемая Джауза Маджид”». Истинное значение этого названия есть “Дом Ориона”. Джауза есть имя Ориона. С каким же древним культом слилась мечеть, указанная Бабуром, теперь, вероятно, смытая песками великих пустынь? Неустанно притягивает Орион глаз человеческий. Опять говорят астрономические бюллетени о непонятных розовых лучах, вспыхнувших в этом созвездии. Созвездие Ориона включает знаки “Три Мага”. В древних учениях значение Ориона приравнивалось значению Атласа, державшего ношу мира. Звезда Востока!» [1, с. 46–47].

Гора, упомянутая Николаем Рерихом, которая упоминается Бабуром как Баракух (красивая), есть не что иное, как Тахт-и-Сулейман, или «Трон Соломона», расположенная в сердце среднеазиатского города Ош. Она представляет собой пятиглавый известковый останец длиной более 1140 м и шириной 560 м по подошве, вытянутый с запада на восток. Название «Трон Соломона» Н.К.Рерих объясняет по услышанной легенде о том, что царь Соломон прилетал на эти горы на своем летательном аппарате. В Азии такое название носит не одна гора.

«Ни в одной песне не сказывается, отчего гора “Трон Соломона” носит это имя. Ведь это место очень древнее <...>Но откуда имя Соломона? Имя Соломона гора получила от легенды, что Соломон, желая скрываться от условностей царской жизни и тягостей двора, на ковре-самолете с любимой женою переносился на эту гору. Опять упоминание о “летательном аппарате” Соломона. Такая же гора в Туркестане и Персии» [1, с. 69].

Но в городе Ош, у подножия горы «Трон Соломона», и сейчас функционирует мечеть, носящая название Джауза. Мечеть реставрировалась и перестраивалась, но сама ее основа всегда сохранялась, ученые датируют строительство мечети у подножия горы XVI веком.


 

Мечеть Джауза. Гравюра 19 в.

Мечеть Джауза на фоне горы Сулайман-Тоо. Гравюра 19 в.


На этой горе есть следы коленей царя Соломона и следы его слез. Следы коленей очень крупного человека. Следы слез напоминают по строению созвездие Орион.

Николай Константинович Рерих упоминает этот факт в путевом дневнике, в записи от 7 марта 1926 года:

«Еще рассказ: “У города Ош есть гора Соломона. Даже сохранились ямки, где на коленях Соломон молился”» [1, с. 195].

«Ямки, где на коленях Соломон молился» находятся внутри худжры, построенной Бабуром.


Домик Бабура. Современная фотография"Домик Бабура". Гравюра 19 в.

Реконструкция Худжры, построенной Бабуром ("Домик Бабура"). Современный вид
Худжра ("Домик Бабура"). Гравюра 19 в.

Cам «Домик Бабура», как называют его обычно живущие в городе Ош, просуществовал до шестидесятых годов прошлого столетия и был разрушен невежественными местными властями в целях борьбы с «религиозными предрассудками». Затем по сохранившимся чертежам худжра в годы перестройки была восстановлена на добровольные пожертвования.

Сулайман-Тоо – священная гора в киргизском городе Ош, в июне 2009 года стала первым в этой стране объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.


 Панорама Сулайман-Тоо

Панорамная фотография Сулайман-Тоо


На картине Н.К.Рериха «Чинтамани» Конь Счастья несет камень, присланный с созвездия Орион от Трех Магов. На камне в светлом пламени изображен Знак Триединства.

Возможно, что мечеть Ориона у подножия горы «Трон Соломона» является одним из свидетельств почитания ТРИЕДИНСТВА.
Если пройти по хребту вершины, где построен «Домик Бабура», дальше, к следующей вершине, то там можно увидеть выбитое на граните самого края горы изображение Знака Триединства, подобное тому, что на Знамени Мира; рядом – с одной стороны углубление от ладони, с другой – углубление от ступни. Изображение напоминает картину Н.К.Рериха «Знаки Христа», только вместо пестика изображен Знак Триединства.


Изображение Символики Триединства. РисунокДревние символы на скале. Музей Сулайман-Тоо

Слева:  Изображение Символики Триединства на горе Сулайман-Тоо. Рисунок.
Справа:  Знаки на скале. Музей Сулайман-Тоо.

 Н.К. Рерих. ЧинтаманиН.К. Рерих Знаки Христа. Серия "Знамена Востока"

Н.К. Рерих. Чинтамани. 1935-1936. Холст, темпера. 91,8 х 116,9. Международный Центр-Музей им. Н.К. Рериха. Россия. Москва
Н.К. Рерих. Знаки Христа. 1924.  Серия "Знамена Востока". Холст, темпера. 74.0 x 117.8. Международный Центр-Музей им. Н.К. Рериха. Россия. Москва

Сейчас изображение руки исчезло, кусок гранита, на котором оно было, к сожалению, кто-то взял, отделив его от горы.

Когда мы были в городе Ош на горе «Трон Соломона» у этого знака, нам повстречался местный житель киргиз, который удивился, увидев нас, и спросил, откуда мы знаем про это изображение? Затем он рассказал нам, что знак обладает целительной силой, и местные жители ходят к нему лечиться. Данных о времени появления этого символа на горе «Трон Соломона» у нас нет.

Универсальность и распространенность данного символа свидетельствует в пользу гипотезы об общих истоках многих культур.

Знаки Священные… Вехи-приметы,
Всюду три круга в Одном.
Трон Соломона украшен при этом
Оттиском древним времен.
След от Руки отпечатан на камне,
След от ступни сохранен
Имя древнейшего Храма
Названо вслух – Орион.
Всюду следы и благие приметы…
Знаки мы все соберем.
Знаки расставлены нам на планете –
Всюду три круга в одном.
Прошлое наше, хранимое в Чаше,
Плавится чистым огнем,
Путь наш в Грядущее, – он в настоящем.
Вечностью все соберем [2].

Источник: электронная библиотека сайта Международного Центра Рерихов

Также на эту тему:

Н.К. Рерих. Царь Соломон

Н.С. Терлецкий. Сулайман-Тоо в фотоколлекциях МАЭ 


Литература и примечания

1. Рерих Н.К. Алтай–Гималаи. Рига: Виеда, 1992.

2. Стихотворение Н.Р. Монасыповой.