Н.К. Рерих Жемчуг исканий

 

 

Учение Храма

о Е.П. Блаватской

и теософском движении

 

Учение Храма, свод Наставлений, переданных Учителями Мудрости через Франчиа Ла Дью, записывалось с конца 19 века до 1922 года. Е.И. Рерих называла это Учение продолжением трудов Е.П. Блаватской.

Франчиа Ла Дью (1849–1922) – первая Главная Хранительница Храма Человечества – Общества, основанного по Указанию Учителя Иллариона в 1898 году, которое с 1903 года располагалось в Алсионе (шт. Калифорния). По замыслу Учителей главной целью Общества должна была стать практическая реализация духовных истин, преподанных человечеству его Старшими Братьями на протяжении веков.

Среди  Наставлений есть тексты, помогающие понять некоторые грани миссии Е.П. Блаватской, а также проблемы, которые привели к угасанию теософского движения,  к сожалению, не преодолённые до настоящего времени.

Поэтому огненные мысли наших Учителей по-прежнему важны для понимания процессов, происходящих в современной духовной жизни.

Тексты Наставлений приведены по 3-му изданию Учения Храма (2021 г.), осуществленному Международным Центром Рерихов.


Вселенский Закон

Наставление 189 

Вселенная расширяется в начале Маха-Юги, или Великого века, под огненным дыханием Духа-Отца и сжимается в конце этого Периода под дыханием Субстанции-Матери. Степень расширения и сжатия задается божественным импульсом, исходящим из центра всей жизни. Каждый атом в каждой Солнечной системе также развертывается и сжимается в соответствующем соотношении в своей сфере действия при восходе и закате солнца, и этот процесс зависит от импульса, исходящего от солнца, когда оно находится высоко над горизонтом, и так происходит в каждой точке каждой планеты, принадлежащей данной Солнечной системе. […] 

Те же самые законы управляют всеми формами организованной жизни в большей или меньшей степени, в зависимости от совершенства или несовершенства конкретного организованного общества, создано ли оно божественной или человеческой волей. Если составные части общества – члены какой-то организации, созданной человеком, – ориентируются на ночную, темную сторону своей природы (следствия действия низшего разума с целью воспрепятствовать функциям разума высшего), то дневная, светлая сторона, символизированная организующей центральной точкой общества, соответствующей солнцу, или объединяющей силе и энергии сцепления этой центральной точки, не может более проявлять той же мощи, и энергия расширения этого общества пресекается, а его рост останавливается. 

Не усвоив действия естественного закона или же оставив свое знание под спудом, большинство изучающих философию, посланную Нами на Запад через Е.П. Блаватскую, позволили качествам низшего разума захватить функции и атрибуты разума высшего. Они направили токи подозрительности, эгоистического интереса и раскольнических настроений на главный сердечный центр, то есть на назначенного представителя Посвященных, и лишили ее жизненных сил сочувствия, понимания и надежной поддержки, от которых зависело дело ее жизни. Что касается самих этих учеников, то она была уже не в состоянии сохранить действие тех токов силы, которые посылались из Белой Ложи для их же пользы, ибо они утратили силу притяжения, привлекавшую к ним эти токи, и подпали под чуждое влияние. Поскольку все это истинная правда, то следует задуматься над тем, что не может быть совершенного постоянного проводника для передачи токов Ложи, пока не будет образовано подходящее ядро из объединенных, строго повинующихся закону людей; нуклеус из учеников, которые должны заботиться о своем собственном развитии и развитии рас Земли, стараясь обуздать вышеупомянутые качества низшего «я», чтобы дать возможность атрибутам высшего разума воздействовать на их естественные, природные силы, и таким образом осуществить расширение общества. 

С завершением образования такого общества вопрос о достоинствах, способностях и мощи избранного центра, или проводника, решается сам собой. Общество вне всякого сомнения знает, что оно получило от Посвященных именно то, что ему требовалось, благодаря своему устремлению и преданности, и теперь его развитие зависит от его собственного поведения по отношению к главному сердечному центру. 

Отвернувшийся от Е.П.Б. и от ее наставничества человек едва ли может стать искренне преданным представителю Ложи и в наши дни, ибо он не сумел бы отработать карму своего оскорбительного поведения за такой короткий срок, все еще будучи воплощенным в теле [1], разве что через такие сверхчеловеческие усилия, на какие обычный человек вряд ли решится. Это и объясняет жалкие неудачи столь многих ранних учеников и их постоянные метания из стороны в сторону.

Учение Храма. Ч. 2. С. 199-201. 

Развитие воли

Наставление 53

Когда Белая Ложа дала миру «Тайную Доктрину», то в одном этом бесценном труде было собрано воедино все, что мир когда-либо знал, и все, что он когда-либо узнает в настоящей Манвантаре о первопричинах и фундаментальных принципах всех степеней материи в пределах познаваемого человечеством в его нынешнем состоянии. Это достаточно огульное утверждение, но тем не менее оно истинно; и в этом может убедиться каждый серьезный ученик, изучающий «Тайную Доктрину». Но эти великие истины не могут быть раскрыты массам, пока уровень развития, достигнутый человеком, не будет достигнут всеми степенями субстанции-материи, с которыми эти массы отождествляются.

Учение Храма. Ч. 1. С. 185 

Состояния сознания

Наставление 2 

В некотором смысле было весьма необходимо, чтобы на доктрину перевоплощения, или повторяющихся рождений в физическом теле, обратили особое внимание, и Елена Петровна Блаватская предприняла свой великий труд, чтобы установить справедливое равновесие, ибо последователям некоторых религиозных сект ревностно вбивали в голову веру в то, что жизнь на физическом плане невыносима, что это «юдоль печали» и страдания, достойная отвращения и отречения, в то время как она дана как поле для роста и совершенствования. Непрерывный поток антагонистического мышления, исходящий от умов множества введенных в заблуждение людей, вступая в контакт с вибрациями более чистой эволюционной энергии природы и понижая их, неизбежно приводит к упадку и застою в ментальной сфере Земли. Это все более и более затрудняет эволюцию тех, кто по действию кармического закона должны вернуться сюда, чтобы отработать некоторые не решенные ими проблемы.

Учение Храма. Ч. 1. С. 32.  

Неудача

Наставление 19 

Красноречивые намеки о том, что некто «потерпел неудачу» в том смысле, что впал в немилость или лишился общения и помощи Ложи, порою срываются с уст некоторых из старших учеников. Такие слова произносятся с некоторым страхом, вполголоса и сопровождаются недвусмысленным покачиванием головы, безусловно подчеркивающим, что случилось большое несчастье; к сожалению, слишком часто внимательный наблюдатель может уловить в голосе говорящего нотки триумфа и удовлетворения, и это заставляет его удивляться – почему же чья-то неудача может сделаться причиной для такого неприкрытого злорадства. 

Правда, это же выражение употреблялось иногда Е.П.Б. и У.Х.Дж. [2], чтобы указать на некоторые выдающиеся случаи внутренней нечистоплотности тех, кому были даны огромные возможности, и кто эти возможности упустил; или же тех, кто, будучи неспособным управлять вызванными им же самим антагонистическими силами, подпал под их пагубное влияние и в результате ушел слишком далеко по нисходящему пути. Но и Е.П.Б. и У.Х.Дж. прекрасно понимали, что означают эти слова – «неудача» и «ошибка» – в устах Учителей Ложи и в чем, собственно, эти ошибки заключались, чего нельзя сказать в случае обычного члена какого-либо отдела прежнего Теософического общества. 

Я советовал бы с осторожностью произносить это слово, когда какая-либо ошибка или упущение кого-то из сотрудников вызовут ваше негодование или критику. 

Мне бы хотелось, чтобы вы поняли: лишь один из двух тяжких проступков может повернуть принятого чела от дверей чертога Великого Посвящения, а именно предательство товарища или же сознательное непослушание Указам Учителя. И ни один человек, за исключением того, кто дал этот указ и определяет его исполнение, не знает и не может знать об имевшем место промахе или упущении. 

Упорным непослушанием, небратским поведением, пороком и преступлением, пусть даже несознательным, ученик может сделать вступление на Путь, ведущий к сознательному Посвящению, невозможным на целые века. […]

Учение Храма. Ч. 1. С. 80-81. 

Лихорадка ручательства

Наставление 153 

Как в Поучениях Храма, так и в более ранних эзотерических учениях неоднократно говорилось о неизбежных следствиях произносимого обета, даваемого учеником оккультизма. Однако к предостережениям, которые всегда даются всеми истинными наставниками эзотерических школ тем, кто вступил под их руководство и наблюдение, довольно часто относятся несерьезно и в конце концов пренебрегают ими. Вследствие этого ученик остается без той защиты, которую могли бы дать ревностное внимание и послушание. […] 

Результаты подобного неповиновения и легкомыслия могут быть замечены сегодня любым продвинувшимся учеником на примере многочисленных неудач в достижении поставленной цели, постигших последователей первых Теософических обществ, возникших в Европе и Америке. Большинство из таких неудачников так и не продвинулись ни на шаг по пути истины со времени прохождения первого этапа ученичества. Они погрузились в состояние духовной спячки и в часы своего пробуждения все еще лихорадочно обсуждают начальные принципы оккультизма со всеми, кто готов их слушать. И все это происходит по той причине, что они либо не смогли усвоить эти глубокие истины, либо дезертировали с линий ученичества, прибившись к тем обломкам кораблекрушения, что плывут по воле иллюзорных волн Майи. 

Уклонившись от той огромной ответственности, которую приняли на себя при священном ручательстве в эзотерических орденах, они, вместо того чтобы стать светлым маяком для тонущих масс, превратились в жалкие, преступившие клятву духовные или психические обломки, угрожающие сохранности других человеческих кораблей, бороздящих волны океана жизни и ищущих надежной гавани в предвидении надвигающегося жестокого шторма.

Учение Храма. Ч. 2. С. 93-94.  

Некоторые из главных причин неудач в области оккультизма

От Учителя К.Х.

Наставление 190 

Бесспорно, Мы потерпели неудачу в том, что касается успешного создания большого общества в том виде, как оно было задумано Посвященными Белой Ложи, когда Они послали Своего представителя в западный мир [3]. Причины этой неудачи были следующие: во-первых, нездоровое развитие не подкрепленного знанием эгоцентризма среди первых последователей Религии Мудрости; во-вторых, значительное увеличение числа подражателей истинных Посвященных и естественная реакция, последовавшая за разоблачением мошенничества таких подражателей; в-третьих, ложные заявления о личном руководстве Учителей со стороны самообольщенных или честолюбивых людей; четвертая причина – неверность клятвам ученичества и вытекающее отсюда презрение со стороны тех, кто прежде считал таких формально признанных учеников примером для подражания; пятая причина – ложные поучения по вопросам пола; и последняя, но отнюдь не маловажная – это армия хвастунов, которые то и дело распространяли известия о личном контакте с Учителями, в которых должным образом превозносилась мудрость и достоинства хвастуна и весьма порицался недостаток духовного понимания у его слушателей. Все это вызвало подозрение по отношению к истинным ученикам Учителей и против них были направлены враждебные токи силы, что свело на нет их напряженные усилия по разъяснению и распространению ценных наставлений Религии Мудрости для претерпевающего тяжкие родовые муки мира. 

То, что должно было стать к настоящему времени значительнейшим и наиболее действенным усилием на Общее Благо, превратилось в разнородную смесь малых культов, каждый под водительством какого-либо псевдооккультиста, неспособного к исполнению данных своим последователям обещаний. В редком случае среди этих групп можно было найти подлинного чела Учителей, который старался положить конец преподносимым там эклектическим или глупым учениям. […]

Конечно, Учителям весьма безрадостно сознавать, что лишь немногие остались верны Учениям Мастеров, давших западному миру основные истины Религии Мудрости. Но в то время как во многих случаях имели место неудача и огромный вред, причиненный многочисленным группам людей невеждами и эгоистами, сила главных положений Религии Мудрости, таких, как карма, перевоплощение и Семь Принципов жизни, проникла в мыслительные токи мира, что подтверждается теми переменами, которые произошли в науке, искусстве, литературе и религии. […]

… мир понес значительные временные потери вследствие неспособности многих учеников оккультизма подняться до предоставленных им высот, а их неудача, в свою очередь, намного усложнила задачу для верных и преданных.

Учение Храма. Ч. 2. С. 201-204. 

Кармическое урегулирование

От Учителя К.Х.

Наставление 215

[…] Достойная глубокого сожаления ошибка нашей высокоценимой представительницы Елены Блаватской, заключавшаяся в том, что она принимала в ученики и знакомила с некоторыми положениями Тайной Науки совершенно не подготовленных для этого чела, была повторена в нашу эпоху и другими продвинувшимися учениками Учителей. И как следствие, никогда еще со времен погружения Атлантиды, произошедшим в результате злоупотребления духовной силой, так много представителей человеческой расы не подпадало столь глубоко и необратимо под влияние черной, или обрядовой, магии, как это случилось в нашу эпоху. Со всею очевидностью это проявляется в падении нравов расы в целом, в росте сексуальных извращений, в попрании нравственных и государственных законов, а также в сознательном нарушении самых священных клятв ученичества неофитами, давшими торжественный обет.

Когда душою овладевает проклятие личных амбиций, человек лишается памятования о понятиях чести и принципах. Личные интересы продвигаются им под любыми предлогами, друзья и родные отодвигаются в сторону без малейших угрызений совести, пока наконец не приходит день, когда трагедия полного одиночества и заброшенности охватывает эту душу. Тем самым работа Братьев Тьмы над нею завершается на целое воплощение, если не больше, и если эта душа захочет получить освобождение, ей придется пройти снова длинный и тяжкий путь. […]

Должен сказать, к сожалению, что как раньше, так и сейчас, одно за другим продолжают появляться и предаваться гласности послания и указания, якобы исходящие от Меня или одного из Моих Братьев, находящихся на той же самой ступени Великой Белой Ложи. Мы не писали посланий и не давали указаний тем, кто отвечает за распространение подобных писем и сообщений. Наши истинные Представители подвергаются насмешкам и презираются этими людьми. Но если бы прислушались к тем указаниям, которые в действительности были даны Нами, то это спасло бы за последние пять лет тысячи жизней и заложило бы прочный фундамент для здоровой системы управления. Но именно эти указания были обойдены вниманием или же тайно уничтожены приспешниками черного братства. Мы же, преклоняясь перед Законом и безоговорочно исполняя указы Маха-Когана [4], которому Мы подчинены, должны хранить в наших душах терпение и ждать прихода «Великого Дня». 

Получено 7 января 1920 г.

Учение Храма. Ч. 2. С. 271-273.


Примечания 

1. Е.П.Блаватская ушла из жизни в 1891 году. В то время, когда давалось это Наставление, многие из ее последователей были еще живы. (Примеч. ред.)

2. Блаватская Елена Петровна (1831-1891) – основатель Теософского общества, философ, писатель, общественный деятель. (Примеч. ред.)

Джадж Уильям Хуан (1859-1896) – деятель теософского движения. (Примеч. ред.) 

3. Речь идет о теософском обществе, основанном в 1875 году в Нью-Йорке Е.П.Блаватской по непосредственному указанию Учителей Белой Ложи. Основные цели этой организации Учителя видели в установлении всемирного братства людей без различия расы и вероисповедания, а также в ознакомлении людей Запада с основами эзотерической философии Востока. (Примеч. ред.)

4. Руководитель духовной Иерархии (санскр.).


Цитируется по изданию: 

Учение Храма / пер. с англ. – М.: Международный Центр Рерихов, 2021, 3-е изд. Ч. 1. Ч. 2. 

Составитель: Садовская И.А., Культурный Центр им. Н.К. Рериха.

2022 г.


 Главная   >   Журнал "Восхождение"   >   Елена Петровна Блаватская     Опубликовано: 12.08.2022